КрЯКК: Еще! С Фендибобером!

КрЯКК: Еще! С Фендибобером!

С 31 октября по 4 ноября в Красноярске прошла ежегодная книжная ярмарка. В этом году культурное событие вышло за рамки литературных акций, и фонд Михаила Прохорова приготовил для гостей более ста культурных и профессиональных мероприятий. Презентации издательств, выступления писателей и поэтов, выставки, спектакли, музыкальные шоу, круглые столы и дискуссии, мастер-классы, творческие встречи, вечеринки и многое другое. Ася Петрова посетила ярмарку в качестве писателя и переводчика и рассказала KidReader.ru, как это было.

Енисей, сагудай, черемуховый торт, ржаные гренки с чесноком, брусника, из которой делают отменный «Cosmo», серый в это время года, но вполне убедительный и разношерстный город со своими трущобами, памятниками «деревянной» архитектуры, широкими проспектами, ресторанами в духе нью-йоркских или московских пабов, оперой и странноватым изысканным кабаре… В этой атмосфере проходил литературный салон Красноярска 2014.

Я никогда не видела такого числа людей, заинтересованных в книгах. Может быть, впечатление превратное, но на протяжении всей ярмарки мне казалось — люди буквально набрасываются на литературу, изучают, слушают, вникают, покупают. Представьте себе кинематограф: огромное пространство, полное книг, циркулирующие по нему толпы и в следующую секунду — оп — пустое пространство — полки, ящики, коробки — белое, бежевое, черное. До свидания, КрЯКК.

           

Мне не удалось побывать на всех выступлениях, которые я запланировала, потому что мои собственные заняли гораздо больше времени, чем я предполагала. Зато я успела пообщаться с детьми, с родителями, с библиотекарями и с преподавателями.

В очередной раз я убедилась в том, что подростки совсем не такие, какими их представляют учителя и в принципе взрослые.

— Неужели вы думаете, подростки задумываются о смерти, о самоубийстве и прочих проблемах этого ряда? — спросила у меня чья-то суровая мама, желавшая для своих детей лучшей участи, чем чтение моих книжек.

Думаю, бывает по-разному, но мне представляется интересным рассказать о том, что после презентации я встретилась с десятком подростков 17-ти –18-ти лет, студентами университета Красноярска, которые признавались, что им не с кем поговорить о проблемах, действительно их волнующих.

«Неужели вы думаете, мы действительно станем говорить об этом с родителями? Даже если родители сейчас и предлагают говорить «обо всем», мы не рискуем. Мы говорим между собой. Но не со взрослыми», — сказал мне студент университета, будущий военный переводчик.

В какой-то момент мне показалось, что нежелание говорить со взрослыми о чем бы то ни было — одна из важных проблем и детского, и подросткового возраста. Когда писатель задает вопрос — ребенок молчит. Это его первая реакция. Для подростка — это и последняя реакция, он не заговорит, сколько его ни пытай. Каждый что-то про себя думает, но вытащить мысль на поверхность очень сложно. Иногда помогают игры, иногда общее оживление вокруг обсуждаемой темы, но чаще всего — время. Спустя какое-то время страх отступает, и дети, подростки могут говорить собственным голосом, высказывать собственное мнение. На круглом столе «Пересечение интересов: авторы, родители, издатели» ведущий Максим Гуревич неоднократно повторял, как прекрасна начальная школа в России, как наши школьники на десять голов выше своих европейских/американских сверстников в познаниях математики и прочих наук. Может, оно и так. Но недаром иностранные школы, в частности американские, посвящают много времени раскрепощению детей. Вместо того чтобы заставлять зубрить, заучивать и воспроизводить, детей в Европе и в Америке учат делать выбор, высказывать собственное мнение, не стесняться, быть собой.

Недаром французский писатель Бернар Фрио во всех своих интервью настаивает на свободе выбора и на ценности мнения. «Я ничего не думаю», увы, самый распространенный ответ на какой-либо вопрос, заданный российскому среднему подростку-ребенку. И это неудивительно, ведь он привык — за него всегда выбирает взрослый.

С другой стороны, Бернар Фрио рассказывает о том, что на встречах с детьми обычно выкладывает на стол массу разных книг — взрослых, детских, подростковых — и просит ребенка выбрать понравившуюся. «Выбор часто совсем не соответствует нашим представлениям», — говорит Фрио. В этом-то вся и прелесть.

Красноярская ярмарка поощряет идею выбора — без границ. Недаром Фондом Прохорова основана именно премия «НОС» - для поддержки новых трендов в современной художественной словесности на русском языке, и недаром число приглашенных зарубежных гостей в этом году было очень значительным.

Дети гурьбой набрасывались на Юдит Берг, Бернара Фрио и Дину Ролл-Хансен, играли в лабиринте Сергея Седова, внимательно слушали Ольгу Громову и с неизменным энтузиазмом выстраивались в очередь за автографами к Марине Аромштам.

Экзотика Сибири — меняет взгляд на вещи и вдохновляет зарубежных гостей. «Обязательно напишу что-нибудь о Красноярске», — говорит Бернар Фрио накануне отлета. А я все вспоминаю внимательную и взыскательную аудиторию — девочку Варю, мальчика Юру и мальчика Яна, и библиотекарей, проводивших меня словами: «Ждем новую книжку... (молчание) Опять… с фендибобером!»

Ася Петрова, специально для Kidreader.ru

Код для блога

Комментарии

comments powered by Disqus