Ангелы в тельняшках. Фестиваль «Молодые писатели вокруг ДЕТГИЗа» в Одессе

Ангелы в тельняшках. Фестиваль «Молодые писатели вокруг ДЕТГИЗа» в Одессе

Знаменитому петербургскому издательству ДЕТГИЗ в сентябре 2013-го исполнилось 80 лет. В этот юбилейный год издательство преподнесло себе и своим авторам подарок-путешествие: Пятый литературный фестиваль «Молодые писатели вокруг ДЕТГИЗа», проходивший с 9 по 13 октября, впервые стал выездным, и участники из дюжины городов отправились к истокам детской литературы — в Одессу.

«Детские писатели на четверть волшебники, на четверть ангелы, еще на четверть дети и еще на четверть — космические существа!» Так восторженно и поэтично приветствовала коллег по перу, собравшихся на открытии фестиваля, одесская писательница Марианна Гончарова.

Волшебники-ангелы-дети-инопланетяне внимательно слушали приветственные речи (почетными гостями фестиваля стали также Е. Л. Яворская, заместитель директора Одесского литературного музея, и В. И. Хаит, главный редактор одесского юмористического журнала «Фонтан») и любовались интерьерами Воронцовского дворца, где проходило и открытие, и мастер-классы в течение следующих фестивальных дней. А в перерыве хором спросили Аллу Юрьевну Насонову, генерального директора ДЕТГИЗа и добрую фею фестиваля: «И все же почему именно Одесса?» — «Ну как же, — всплеснула руками Алла Юрьевна, — вы до сих пор не прониклись?! Одесса — колыбель детской литературы! Тут жили Чуковский, Житков, Катаев, Олеша…» Писатели радостно кивали.

Первый день выдался неожиданно холодным, как своеобразное напоминание о петербургских корнях фестиваля. На глазах изумленных горожан детгизовцы расхаживали вокруг памятников и зданий, облачившись в развевающиеся на ветру красные и белые длинные пледы, выданные на время экскурсии, и в полной мере ощущали себя космическими существами. Зато в последний день погода пришла наконец-то в полное соответствие с фестивальной атмосферой, традиционно теплой и солнечной.

Мастер-классы ДЕТГИЗа, проводимые Михаилом Давидовичем Ясновым и Сергеем Анатольевичем Махотиным, всегда отличаются особой душевностью, доброжелательностью, при том что тексты анализируются участниками и мастерами глубоко, а наблюдения как над произведениями в целом, так и над различными их уровнями, вплоть до единичного слова или сочетания слогов, бывают весьма меткими и острыми. Но серьезность обсуждения не препятствует его общему дружескому настрою, и даже самые жесткие (и самые полезные) критические замечания высказываются мягко.

«Чем лучше произведение, тем виднее в нем зацепки», — подытожил В. И. Хаит на одном из мастер-классов серию своих остроумных и точных комментариев. В самом деле, все тексты, обсуждаемые на фестивале и опубликованные в пятом выпуске сборника «Как хорошо уметь читать!» [СПб.: ДЕТГИЗ, 2013], уже отвечают определенному профессиональному уровню, но хорошее произведение хочется сделать еще лучше. С этой целью на мастер-классах звучали подчас филигранные рекомендации, и замена одного-единственного слова либо удаление лишних, избыточных по смыслу строк, строф и абзацев как по мановению волшебной палочки преображали весь текст. «А мы еще и волшебники, таки да!» — удовлетворенно думали детгизовцы.

Но главное детскописательское волшебство — авторская индивидуальность, умение подарить читателю удовольствие находки, когда узнаешь сказочное в обыденном, новое в привычном. Как любое волшебство, дело это непростое и нерегулярное. Знакомясь со сборником «Как хорошо…», чувствуешь порой легкую недостачу стилевой и тематической эксклюзивности. Ровные, гладкие, проще говоря, «складные», с привычным и в целом актуальным набором идей и сюжетов, такие произведения, с одной стороны, действительно убеждают, что все «хорошо», а с другой — оставляют тень тревоги за будущее детлита: не придет ли на смену «монополии Барто» какая-то другая «монополия», не сольются ли разные авторские тропки и дороги в единый «светлый путь», генеральную линию?..

Фестивальными открытиями этого года безусловно стали поэт Анастасия Строкина с подборкой стихотворений для подростков (что в сегодняшней детской литературе редкость), в том числе стихотворений «мальчишеских», с приключенческим, путешественническим духом взросления и бесстрашной готовности к переменам (и это редкость еще большая), а также прозаики Анна Анисимова и Наталья Савушкина. Рассказ Н. Савушкиной «Шапка-невидимка», от всех прочих повествований о школьнике-изгое отличающийся тонким психологизмом и разветвленной мотивной структурой, представляет собой блестящий образец умной, вдумчивой прозы. Анна Анисимова в цикле рассказов «А по небу плывут мамы» выводит удивительного героя по имени Горошек, микроистории с участием которого открывают читателю неожиданные радости бытия в жизни малыша. Это сознание ребенка, который и говорить пока не умеет как следует, но широко распахнутыми глазами глядит на мир, слушает его во все уши и каждую секунду обнаруживает что-то интересное, невиданное, неизведанное. Зимой сидят на березе, праздничной накрахмаленной рубашке, Снегиревич и Снегиревна; с приходом весны лезет в форточку Теплынь Какая, а летом прилетает рой бабочек — большой и мохнатый бабочковый зверь Щекотавр.

Как известно, детский писатель и сам должен в глубине души оставаться ребенком — возможно, тогда и волшебник из него будет хороший. Самые активные волшебники-детгизовцы (они же, как мы помним, дети и космические существа) в свободное от официальной программы время успели набрать ракушек на морском берегу, прокатиться на колесе обозрения, распробовать одесские вареники с вишнями и пообщаться с местными кошками, которых в городе множество, причем у каждой свой характер и неповторимое выражение морды.

И, конечно, неотъемлемой частью фестиваля стали встречи с читателями, «настоящими» детьми, первая из которых состоялась в Одесской центральной библиотеке имени А. Гайдара. Библиотекари радушно приветствовали гостей; многие гости-писатели подарили библиотеке свои книги. Вторая встреча прошла в Центре Литвака (Детском реабилитационном центре при Одесском областном благотворительном фонде реабилитации детей-инвалидов «Будущее»). Перед этой встречей писатели особенно волновались; некорректным казалось, например, прочитать ненароком стихи, где герой куда-то бежит или прыгает… Особенно уместным — и радостно встреченным — оказалось одно из уже довольно известных стихотворений Анастасии Орловой:

Кто сказал, что я болею?

Я скорее здоровею!

Здоровею,

здоровею,

выздоравливаю…

Говорят, в Центре Литвака творят чудеса — чудеса выздоровления. Хочется верить, что и молодые писатели внесли в это свою капельку волшебства. После выступления они тихо расходились по городу, и золотой ангел надежды и милосердия на фасаде здания (Центр Литвака известен среди одесситов как «Дом с ангелом») провожал их долгим взглядом…

Озвученная на открытии фестиваля формула оказалась верной, сошлись все четыре четверти: детские писатели — дети, волшебники, инопланетяне и… ангелы.

Запомнилась детгизовцам и еще одна фраза, которая в Одессе на слуху и полушутливо повторяется иногда на все лады, в данном случае — в литературном контексте: «Чтобы быть писателем, надо родиться в Одессе; чтобы стать писателем, надо из Одессы уехать».

В последний день фестиваля, твердя про себя эти слова вперемежку с «Дорожной шепталкой» Марины Бородицкой («Господи Боже, / по небеси / наш самолетик / перенеси: / сначала туда, / потом обратно. / Не урони, / поставь аккуратно»), детские писатели из дюжины городов уселись в самолеты, чтобы лететь навстречу своему становлению и новым творческим ипостасям.

Татьяна Фролова, специально для KidReader.ru.

Код для блога

Комментарии

comments powered by Disqus