Виктория Мамаева: «Если ребенку интересно, то он может и хочет заниматься»

Виктория Мамаева: «Если ребенку интересно, то он может и хочет заниматься»

"Когда лучше начинать обучение ребенка-дошкольника и как это правильно делать?" — вопрос, который задают себе тысячи родителей, которым "не все равно". Учитель со стажем и автор нескольких десятков развивающих книг для дошкольников Виктория Мамаева рассказала KidReader не только о том, когда и как можно учить ребенка чтению, но и о том, чего категорически не стоит делать заботливым родителям.

Виктория Валерьевна, сегодня родители настолько обеспокоены будущими успехами своего ребенка, что учат его читать едва ли не с пеленок. В школу приходят уже читающие дети. Скажите, на ваш взгляд, когда лучше начинать обучение ребенка?

То, что в школу приходят дети с хорошими навыками чтения и письма, доказывает возможность успешного обучения по этим направлениям детей дошкольного возраста, а этот факт современная школа совершенно не желает замечать. Вот и получается парадокс: с одной стороны дети, которые могут освоить чтение и письмо еще до школы, и родители, которые стремятся обучить детей как можно раньше, а с другой стороны — школа со стандартными методиками, когда уже умеющему читать ребенку приходится начинать все с буквы «А» в первом классе. При этом налицо и тот факт, что учителям «приятнее» и проще работать с уже читающим ребенком, и они при большой наполняемости классов не могут уделить должного внимания детям, не умеющим читать, а поэтому и стартовые возможности того, кто раньше освоил навыки чтения и письма, явно выше.

На мой взгляд, ребенка можно и нужно учить тогда, когда он сам начинает проявлять интерес к процессу обучения и у него появляется физиологическая возможность целенаправленно заниматься. Я не имею в виду возможность 5–10 минут поиграть во что-то по своему желанию, порисовать по заданию, послушать сказку. Я говорю о возможности заниматься учебной деятельностью, т.е. делать то, что тебе задано, уметь преодолевать трудности, уметь сосредоточиться на продолжительное время.

Такие возможности у детей появляются примерно к 4–4,5 годам. Именно в этом возрасте можно начинать обучение чтению, но только под руководством опытного педагога или внимательного родителя, который следует рекомендациям специалистов в данной области. Но лучшего результата все же можно достичь при обучении в группе: ребенок в групповом обучении воспринимает задания как игру, у него есть возможность  получать информацию не только от педагога, но и от сверстников, он овладевает не только определенными навыками чтения или письма, но и общими учебными навыками — не отвлекаться, подождать своей очереди для ответа, работать в общем темпе группы.

Что касается более раннего обучения — я против. Считаю, что в более раннем возрасте ребенку нужно обеспечить возможность рисовать, лепить, бегать-прыгать, танцевать, играть с развивающими игрушками, «слушать» книжки, взаимодействовать со сверстниками, осваивать бытовые навыки. Ведь все это более актуально для развития ребенка в возрасте до 4 лет, чем учебные навыки. И всем этим нужно успеть позаниматься!

Вы руководите детским развивающим центром и к вам приходят разные дети с разными способностями к обучению. Как педагоги справляются с этим неравенством способностей, если речь идет об обучении в группе?

В нашем центре нет отбора по способностям. У нас есть четкое правило формирования групп — по возрасту. Все педагоги придерживаются мнения, что каждый ребенок освоит предложенную программу в удобном для него темпе. На всех занятиях работа проходит на 3 уровнях — повторение, формирование актуальных навыков, опережение. При такой системе работы обеспечивается возможность быть успешными и осваивать программу в своем темпе всем ученикам: тот, кто дольше осваивает программу, всегда может закрепить формируемые навыки, а тот, кто опережает сверстников, обязательно на каждом занятии получит новые знания.

Так же мы формируем группы детей второго и третьего годов обучения. Т.е. если к нам пришли на занятия 5-летки, которые только с этого года начинают учиться читать, они не будут обучаться с детьми, которые уже учились читать у нас с 4 лет, т.к. программа предусматривает 2 уровня сложности для 5-леток. А для 6-леток и все 3 уровня.

Конечно, приходят к нам и дети с разными особенностями развития. Чаще это логопедические нарушения. В этом случае обязательно рекомендуем родителям посещать с ребенком индивидуальные занятия у логопеда. Бывает необходима и консультация психолога.

Если ребенок по своим возрастным особенностям не готов к обучению, как поступает хороший педагог? Бывает ли так, что вы не принимаете ребенка в группу?

За время работы центра мы не отказали ни одному ребенку. На мой взгляд, хороший педагог найдет способ работы с любым ребенком. Может быть, начнет обучение не с предметных знаний, а как раз с формирования учебных навыков и интереса к занятиям. Ведь если ребенку интересно, то он может и хочет заниматься.

В этом учебном году у нас обучается слабослышащий мальчик, с очень трудной историей болезни и ее преодоления. В конце прошлого учебного года ребенка хотели определить в учреждение для умственно отсталых детей, мама не согласилась. С сентября этого года мальчик занимается у нас, правда с детьми на год младше его (к такому общему решению пришли педагоги и мама при поступлении в наш центр), но он уже читает и считает, а главное — любит заниматься и сам может выполнить домашние задания.

Любовь к ребенку, стремление его понять и помочь со стороны педагога могут решить даже, казалось бы, нерешаемые задачи.

Каковы основные правила для родителя, который хочет начать обучение ребенка-дошкольника?

Таких правил три: правило времени, правило похвалы, правило желания.

Правило времени очень точно описывает финская пословица: «Бог дал время, а о торопливости ничего не сказал».

Безусловно, и в обучении ребенка так же многое зависит от временных факторов. Когда правильно начать обучение? Как часто заниматься? Сколько времени должно длиться одно занятие? Когда ожидать первых результатов?

Свое мнение по вопросу «Когда?» я уже высказала.

Также хотелось бы отметить, что наиболее удачными сезонами для начала обучения чтению являются осень и зима, т. к. отдохнувший летом ребенок более восприимчив к учебной ситуации.

Старайтесь заниматься регулярно: лучше каждый день понемногу, чем редко и подолгу. Постарайтесь выбрать постоянное время для занятий.

Максимальная продолжительность одного занятия, рекомендуемая специалистами по детству, для детей четырехлетнего возраста составляет 15–20 минут, для детей-пятилеток — 20–25 минут, а для детей шестилетнего возраста — 25–30 минут. Но эти нормы не относятся к начальному периоду обучения! В самом начале продолжительность занятий определяется сугубо индивидуально: один ребенок сможет интенсивно заниматься двадцать минут, а другой — с трудом выдержит десять.

Время появления первых результатов сугубо индивидуально для каждого дошкольника. Также важно представить себе, что же считать «первым результатом». Прекрасно, если через несколько месяцев регулярных занятий с ребенком у него появится стойкий интерес к занятиям. Остальные «результаты» обязательно будут, но у разных детей они станут заметны в разные сроки.

Для того чтобы пояснить правило желания, я часто использую пословицу народов Мексики: «У кого нет желания, у того не найдется и сил».

Взрослый человек всегда вправе решать, будет ли он заниматься тем или иным делом. Трудно себе представить, что кто-то из нас, взрослых, станет делать то, что крайне неинтересно или чрезвычайно трудно, по доброй воле.

А как обстоят дела с обучением ребенка? Взрослым часто кажется, что дети должны заниматься, что все задания, которые мы им предлагаем, они обязаны сделать. Может быть, ребенок и сделает то, что мы от него требуем, но на это уйдет больше сил малыша, больше вашего времени, и это даст неизмеримо меньший результат, чем задание, выполненное с удовольствием. Занятия по принуждению, может быть, и дадут ребенку знания, но интереса к обучению не привьют никогда. Только добровольные занятия могут дать главный результат обучения — сформировать стремление учиться. Поэтому если вы стремитесь к высокой эффективности занятий, то ваша задача — сделать занятия интересными и увлекательными, чтобы ребенок сам хотел выполнить то или иное упражнение.

Правило желания относится и к обучающему взрослому, т. к. настроение ребенка напрямую зависит от настроения взрослого. Поэтому предлагайте ребенку обучающие игры только тогда, когда у вас хорошее настроение, когда вы сами хотите заниматься с малышом. Не старайтесь скрыть свое плохое настроение, раздражение, тревогу — это все равно будет влиять на вас, будет заражать малыша аналогичными эмоциями. Попробуйте играть с искренним интересом. Старайтесь буквально излучать радость, создавать предвкушение чего-то занятного, увлекательного, веселого, но одновременно и очень важного.

«В добром слове тепла на три зимы, а в злом — мороза на полгода» гласит монгольская пословица.

Хвалите искренне. Не страшно, если похвала будет несколько завышена: получая ее в качестве аванса, ребенок всеми силами будет стремиться ей соответствовать. Поощряйте не только за результат, но и за попытку ребенка достигнуть результата, за старание, желание…

Не лишним здесь будет сказать, что нельзя фиксировать внимание на неудачах, давать низких оценок, критиковать ошибки ребенка. Если вам нужно дать рекомендации, как правильнее выполнить то или иное упражнение, старайтесь сделать это доброжелательно и доступно для понимания ребенка. Чаще используйте в таких случаях примеры правильного выполнения.

Не сравнивайте успехи вашего ребенка с успехами других детей, не ставьте ему других детей в пример. Правильнее отмечать новые успехи вашего малыша, сравнивать  результативность выполнения заданий вчера и сегодня, отмечать улучшение качества или скорости выполнения конкретных упражнений.

Обязательно завершайте занятия на оптимистической ноте: отмечайте даже малейшие достижения ребенка, открыто выражайте свою радость и уверенность в дальнейших успехах.

Соблюдение этих трех правил, на мой взгляд, важнее вопроса выбора методик и пособий.

Вы преподаете почти 20 лет, и ваши первые ученики теперь работают в разных отраслях. Есть ли в действительности, на ваш взгляд, связь между успехами в обучении и карьерой учеников? Иными словами, родители, которые с самого детства связывают успешное обучение ребенка с карьерным успехом, правы?

Трудный вопрос. Если посмотреть на моих первых учеников, то ответ кажется однозначным — да, связь есть. Мои первые выпускники успешно заканчивают престижные вузы, среди них — юрист, дизайнер, лингвист, врач, летчик. Но ведь многое зависит не только от успехов в обучении. Все эти «взрослые» дети не только усердно учились, но и были заняты в других сферах — посещали художественные и музыкальные школы, спортивные секции и танцевальные клубы, творческие и технические кружки. Т.е. их родители создавали такие условия развития, чтобы дети могли попробовать себя в разных сферах, чтобы они умели трудиться, преодолевать препятствия, ставить цели и достигать их. Так что вопрос тут не только в самом обучении, а в общем развитии ребенка как личности, как будущего взрослого.

Немало родителей считают, что их ребенок должен учиться лучше других, потому что это их ребенок. Что делать с родительским тщеславием? Насколько оно опасно?

Однозначно очень опасно! Завышенные ожидания, не учитывающие индивидуальных особенностей развития ребенка, его личный темп обучения, приводят к невротизации ребенка, что в свою очередь еще больше сдерживает темп освоения тех или иных навыков. Родитель всегда должен помнить, что бесполезно хотеть от ребенка того, чего он сейчас не может. Это то же самое, что страстно желать, чтобы солнце взошло на 5 минут раньше — это невозможно!

Работать с такими родителями педагогу трудно, и чаще всего бесполезно. Ведь корень проблемы, вероятнее всего, — в детстве самого родителя или в семейных неурядицах. А это — уже дело семейного психолога или психотерапевта.

Опытный педагог никогда не скажет тщеславному родителю о неудачах ребенка, сможет так «зашифровать» информацию, что родитель получит желаемое — ребенок успешен, он усваивает материал, но, чтобы было еще лучше, чтобы ребенок закрепил успех, желательно выполнить 2–3 конкретных упражнения. 

Каковы признаки того, что ребенок не справляется? Не в состоянии осилить обучение?

Главные признаки — лень и нежелание заниматься. После первых занятий такие проявления естественны: возможно, ребенок еще не сумел себя проявить и почувствовать вкус успеха, может быть, он пока привыкает к самому процессу обучения, к педагогу и детям. А если ситуация «нежелания» заниматься происходит спонтанно, после успешного периода обучения, — это тревожный сигнал. Но выйти из ситуации можно просто — спуститься на ступеньку ниже, отойти на шаг назад, повторить то, в чем ребенок был успешен, постоять на месте, взять паузу. А после передышки — попытаться опять взять новую высоту.

Ведь у дошкольника нет государственного стандарта образования! Ему не надо именно сегодня освоить букву «Ш» или цифру 8! Вас никто не торопит!

А действительно одаренные дети? Как их обучать?

Одаренным детям непросто живется. С одной стороны, они легко и быстро осваивают то, на что другие тратят много времени и сил. А с другой стороны, если не будет постоянного подкрепления чем-то новым, интерес к учебе у них может быстро угаснуть. Но если в 6 лет начинать знакомить с физикой и химией, неминуемо встанет вопрос: «А дальше что делать?»

Что касается обучения таких детей в группе — есть много способов сохранить их интерес даже в том случае, если они всегда успешнее других. Один из них — «открытие» задания (по аналогии с «открытым вопросом»). Например, записать слова, в которых 2 слога. Один ребенок запишет 2 слова, а другой 10. Количество не сравнивается, оценивается только правильность выполнения задания. Или придумать пример, в котором ответ число 8. Одни дети придумают «7+1» или «4+4», а одаренный ребенок может назвать и «108–100», и «12–4». При таком подходе одаренный не заскучает, а обычный ребенок почерпнет от одаренного что-то новое.

В моей практике было немало одаренных детей, их родители находили возможность загружать ребенка разными видами деятельности. Если ребенок прекрасно читает и считает, его начинали обучать игре на музыкальных инструментах и иностранным языкам. Как только и здесь стало получаться, добавили горные лыжи, а потом и конный спорт и т.д. Понятно, что не многие родители могут себе такое позволить. Но если в вашей семье родился одаренный ребенок, то только от вас зависит, сохранит ли он свой дар, или, потеряв интерес к занятиям, усядется за компьютер и игровые приставки.

На каких материалах лучше учить ребенка? Расскажите, пожалуйста, о лучших, на ваш взгляд, методиках.

Я не смогу прямо ответить на этот вопрос. Каждому ребенку — своя методика, свои пособия, свои материалы.

Если ребенок обучается дома под руководством родителей, то родитель прежде всего должен выбрать методику понятную и «приятную» себе самому. Потом попытаться провести 3–5 занятий.  Если не получается, попытаться понять, что не подошло его ребенку в данной методике, выбрать новую. Скажете, «слишком сложно»? Но пусть будет лучше сложно вам, чем вашему ребенку.

А что касается групповых занятий — я не рекомендую отдавать предпочтение каким-либо «узким» методам обучения. Например, методике глобального чтения или методике Зайцева. Они могут принести пользу только определенной категории детей. Вы можете попробовать такие занятия, но если ваш ребенок будет «лениться» и отказываться идти в группу даже после 4–5 занятий, не принуждайте, значит — это не его способ освоения чтения. Попытайтесь определить ребенка в другие группы.

Как подтолкнуть ребенка к чтению, как правильно ему помочь? Что бы вы посоветовали родителям?

Если говорить о чтении книг, то нужно помнить, что читать интересно то, что читается легко. Содержание книги должно быть понятно ребенку.

Что значит «легко»?  Начните читать любой текст в очень медленном темпе, имитируя неуверенное слоговое чтение ребенка. Вы почувствуете, что при таком чтении вы с трудом понимаете содержание. Так и ребенок, читая очень медленно, теряет смысл прочитанного.

Поэтому не стремитесь дать ребенку в руки художественный текст, как только он освоит букварь.  Детские художественные книги нужны для того, чтобы взрослые читали их детям. Часто уровень сложности текстов превышает возможности детей в самостоятельном чтении. Это происходит потому, что предложения в таких текстах содержат много слов и трудных оборотов речи, в предложениях встречаются длинные слова сложные по звуковому составу.

Поищите в книжных магазинах специальные книжки для чтения после букваря. Выберите книги с небольшим количеством текста на странице (это даст ребенку возможность лучше понять прочитанное, рассматривая картинки), с крупным шрифтом (это также облегчит чтение), с понятным и интересным содержанием (короткие рассказы о детях, очерки об окружающем мире, простые стихи). Старайтесь покупать книги по запросу или интересам детей — про мотоциклы или бабочек, про космос или принцесс.

Конечно, такой поиск непрост. К сожалению, в настоящее время на книжном рынке очень мало подобных книг. Но заинтересованный родитель может и сам найти подобные тексты или напечатать их на компьютере. В данном случае будет не важно, книга это или текст с картинками на листе бумаги.

Даже если ваш малыш уже освоил самостоятельное чтение, не прекращайте читать ему вслух. Он узнает много полезного из тех книг, которые можете прочитать ему вы, но которые сам он еще прочитать не в силах. Кроме того, ребенок получит удовольствие от контакта с вами, будет приобщаться к культуре чтения.

Наталья Никитина, специально для KidReader

Код для блога

Комментарии

comments powered by Disqus