Уже несколько лет ярмарка интеллектуальной литературы Non/Fiction, проходящая в столичном Центральном доме художника, делает особенный акцент на активно растущем рынке литературы для детей и подростков. Стенды детских издательств смешивались со «взрослыми», а в рамках самой ярмарки устраивались встречи с популярными зарубежными авторами, иллюстраторами и психологами, проходили круглые столы, лекции и мастер-классы.
В нынешнем сезоне организаторы пошли на беспрецедентный шаг — под детскую программу и издательства отдали весь третий этаж ЦДХ. Устроили детские кафе, выставки книжной иллюстрации, проводили те же мастер-классы и презентации приезжих знаменитостей и даже учредили новую премию в этом книжном секторе Read Up, которой по результатам читательского голосования наградят лучшие книжки 2012 года. Было и одно, но, несомненно, важное упущение организаторов — практическое отсутствие внутренней логистики, из-за которой многие посетители книжного смотра так и не добрались до детского царства. После лавины журнальных стендов в фойе второго этажа и обилия книжек в основном пространстве выставки (непрофильные издательства также представляли там детскую литературу) мало кто вспоминал о детском секторе и добирался на третий. Так что часть неинформированных зрителей детские издательства просто потеряли. Тезис подтверждает и член экспертного совета ярмарки, главный редактор издательства «Розовый жираф» Марина Козлова:
«С одной стороны, новый формат очень понравился покупателям-родителям. Многие из них благодарили и были в восторге от того, что целый этаж посвящен детям. С другой — проблема того, что многие из них не могли найти детские издательства и ни указателей, ни радиообъявлений организаторы ярмарки не делали».
Впрочем, издатели были довольны и прошедшими мероприятиями, и реакцией публики на новинки.
«Мне кажется, что ярмарка в этом году прошла успешно, а организация отдельного детского этажа — настоящий прорыв, — говорит издатель "Самоката" Ирина Балахонова. — Приятно, что детских издательств становится больше, как и приятной публики, тепло реагирующей на наши книжные инициативы и новых авторов».
А инициатив — новых изданий, авторов для разных возрастных категорий детей, а также их родителей — было в достатке.
Так, сам «Самокат» представил первые три книги знаменитого валлийского сказочника и романиста Роальда Даля, автора «Чарли и шоколадная фабрика» — «Огромный крокодил», «Мистер Лис» и «Джеймс и чудо-персик» с иллюстрациями Квентина Блейка, без которых сказки-бестселлеры невозможно представить. Как рассказала Ирина Балахонова, «детское» наследие Даля они намерены издать полностью, а это значит, что маленьких читателей ждет еще около 17 изданий.
Новый хит издательства — и «Ночная книга» известной художницы Ротраут Сузанны Бернер, где для малышей картинки рассказывают историю о том, что творится в домах и городах ночью, когда они уже спят. Здесь же — ее серия небольших книжек с картинками и стихами «История городка», посвященная забавным рисованным персонажам, людям и зверям.
Полное издание и другой знаменитой писательницы Джуди Блум намерено выпустить издательство «Розовый жираф». Выпущенная к Non/Fiction первая ее книжка «Питер обыкновенный, или Младших братьев не выбирают» произвела своеобразный фурор. По словам главного редактора Марины Козловой, родители охотно покупали ее, а само издание «из тех, которое будут читать даже нечитающие дети, настолько легко и весело книга написана».
Другие новинки и гордости издательства — «Битвы по средам» Гэри Шмидта («написано языком, на котором легко разговаривать с детьми») и «Пендервики на улице Гардем» Джинн Бердселл («история приключений четырех сестер от четырех до 12 лет для самых разных возрастов»).
Обойму новинок представило и одно из крупных детских издательств Clever. Два новых издания для подростков Оскара Бренифье, детского психолога и педагога, из серии «Давай обсудим» — «Что такое красота и искусство?» и «Что такое знание?» — уже изданы на 30 языках, а на русском вышли впервые. Также для подростков предназначена и ранее не переводившаяся «Гондола-призрак» Джанни Родари, и коллекционное издание легенды о «Тристане и Изольде» с роскошными иллюстрациями в ренессансном духе Анны и Елены Бальбюссо. Для малышей — две большие и пухлые книжки-раскраски французского художника и сказочника Эрве Тюлле «Большая-пребольшая раскраска» и «Дизайн-студия», совмещающая в себе раскраску, набор трафаретов и игру.
Ну а лучшие педагогические произведения для родителей — на совсем не детских стендах издательств «Рипол классик» и «Астрель». И если у первых в лидерах новозеландец Найджел Латта с тремя книгами-исследованиями в стилистике «семейная скорая помощь» — «Прежде чем ваш ребенок сведет вас с ума», «Пока ваш подросток не свел вас с ума» и «Сынология. Матери, воспитывающие сыновей»; то у вторых — известный российский психолог профессор Юлия Гиппенрейтер. Автор многих книг для родителей по обучению и воспитанию детей выпустила свежее пособие «Родителям: книга вопросов и ответов. Что делать, чтобы дети хотели учиться, умели дружить и росли самостоятельными». «Астрель» познакомила посетителей и с творчеством для детей знаменитого чеха Карела Чапека, автора «Похождений бравого солдата Швейка»: здесь вышел первый русский перевод его книги «Большая кошачья сказка»с рисунками Светозара Острова. И с уморительными иллюстрациями Дэвида Шеннона к собственным «Денискиным проказам», и с «самой нежной» книгой Нила Геймана «Черничная девочка», и с ночной сказкой «Два поросенка» Лины Жутауте.
Олег Краснов, источник: Эксперт
Комментарии
comments powered by Disqus