В Москве состоялась конференция, в рамках которой эксперты обсудили результаты международных образовательных исследований. Оказалось, что российские школьники не представляют, как применять знания, полученные из учебников, на практике.
В Москве прошла конференция, посвященная результатам международных образовательных исследований PIRLS-2011, TIMSS-2011 и других.
Исследование качества образования PISA, которое проводится по единым стандартам во всем мире, показало, что российские школьники не испытывают проблем с запоминанием материалов, но не понимают, как применять полученные из учебников знания в жизни. Кроме того, они плохо справляются с нестандартными практическими заданиями. В рамках исследований PIRLS и TIMSS был проведен анализ наиболее популярных российских учебников на наличие практической составляющей.
Руководитель Центра оценки качества образования Российской Академии Образования Галина Ковалева поделилась результатами: «Мы обнаружили, что большинство школьников сегодня учатся по тем учебникам, которые себя хорошо зарекомендовали еще в советское время. Инновационные учебники, например, те, что входят в систему развивающего обучения Эльконина-Давыдова, в масштабах страны выбирают менее 10% учителей. И серьезного влияния на общий уровень образования, к сожалению, эти учебники не оказывают».
Ковалева отметила: «Специалисты московского Центра оценки качества образования проанализировали весь аппарат наиболее популярных учебников по естественно-научным предметам, чтобы узнать, сколько заданий ориентировано на формирование знаний, на их применение и на обсуждение. К нашему большому сожалению, учебники, которые сейчас используются в большинстве школ, не обеспечивают опережающего формирования умений работать в свободной ситуации».
Эксперт привела в пример учебник физики, который педагоги назвали одним из лучших в стране. Ковалева сообщила, что 59% заданий из него требовали заучивания знаний и только 14% были направлены на практическую работу. Учебники по другим предметам показали еще более печальное соотношение теории и практики.
Галина Ковалева считает, что результаты этого анализа следует предоставить издателями и попытаться решить проблему вместе с ними.
Вице-президент Российской академии образования, президент Евразийской Ассоциации оценки качества образования Виктор Болотов заверил участников конференции, что работа по повышению качества учебников и стандартов образования уже ведется: «Подходы, которые мы сформировали в рамках международных исследований, мы используем для введения новых образовательных стандартов. Материалы PISA легли в основу стандартов для основной школы».
Комментарии
comments powered by Disqus