Писатель Андрей Жвалевский — о детской программе, круглых столах и других тематических мероприятиях 26-й Московской Международной книжной выставки-ярмарки, проходившей с 4 по 9 сентября на ВВЦ.
Детская часть программы 26-й Московской Международной книжной выставки-ярмарки оставила ощущение, которое принято называть двойственным.
С одной стороны, программа предполагалась насыщенной. От традиционных мастер-классов до аквагрима. От «открытых уроков» до круглых столов на острые темы. Меню полное, ассортимент расширенный, гости знаковые: Людмила Петрушевская, Дмитрий Быков, Сергей Махотин, Михаил Яснов, Андрей Усачев. На стендах издательств читателей встречали и классик Юнна Мориц, и восходящие звезды — Анастасия Орлова, Наталья Волкова, Юлия Кузнецова. От открытия до закрытия работала детская площадка. Даже на экспозициях издательских «титанов» нашлось место детской книге (например «АСТ» представляло конкурс имени С. Михалкова). И, кстати, первое, что видели посетители за плечами «титанов» — эффектные стенды издательств книг для детей. И, знаете, «Лабиринт» или «Клевер» уже вполне могут посоперничать по размаху с «АСТ» или «Эксмо».
То есть все вроде бы хорошо. Детская литература наступает по заранее намеченному плану.
Но есть и другая сторона — наполнение этого плана. И тут все не так хорошо, как мечталось бы.
Возьмем, например, детскую площадку, на которой проходила большая часть событий. Конечно, само ее наличие — это прекрасно. И к отработавшим на ней людям — никаких претензий. А вот к организаторам…
Начнем с того, что располагалась площадка на задворках зала В, рядом с черным ходом, то есть там, куда посетители попадают в последнюю очередь и по большей части случайно и нечасто. Эту проблему могли бы решить яркие указатели и постоянные объявления по радио, однако ни того, ни другого я не заметил. Возможно, именно поэтому даже в самое горячее время — в середине субботы — особого ажиотажа на площадке не наблюдалось.
Как тут не вспомнить последнюю выставку Non/fiction, на которой детским издательствам отвели отдельный этаж, и любой, кто забредал сюда, сразу замечал вход на детскую площадку. И программу мероприятий на ней.
Про презентации на стендах издательств сказать что-то определенное трудно. Проходили они по-разному. К Юнне Мориц неизменно стояла очередь желающих получить автограф (потому что это Юнна Мориц), на стенде «АСТ» представление «Михалковки» тоже прошло при стечении народа (потому что это «АСТ»), а в других случаях детским писателям приходилось и поскучать. Это, видимо, особенность сентябрьской выставки — сюда приходят в основном случайные посетители, которые бродят между стендов. В результате значительная часть презентационной детской программы ММКВЯ прошла не слишком заметно.
Что касается профессиональных круглых столов, то они не оставили даже двойственного впечатления. Впечатление однозначное — проблемы утопающих интересуют только самих утопающих. Собираются хорошо знакомые друг другу люди и рассказывают друг другу хорошо известные проблемы.
Возьмем, к примеру, круглый стол «Требования души против требований формата. Детская литература в контексте современного российского книгоиздания». Мероприятие, между прочим, организованное Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям. Тема интересная, даже слегка провокационная. Поговорить было о чем, как и поспорить. Например, директор «Росмэна» Борис Кузнецов порадовал сообщением о том, что детской классикой рынок перенасыщен, и теперь издатели волей-неволей вынуждены искать новых авторов (хотя и признал, что пока это больше вкладывание денег, чем инвестиции). Критик Мария Порядина призвала издательства думать не только о прибылях, но и о читателях — и для этого практиковать бесплатную раздачу текстов в интернете. Директор государственного (!) издательства «ДЕТГИЗ» Алла Насонова довольно резко высказалась о господдержке детского книгоиздания. По мнению Аллы Юрьевны — которое не все разделили — государство больше говорит о важности детской книги, чем что-то реально делает. Услышали присутствующие подробности и о фестивале «Молодые писатели вокруг "ДЕТГИЗА"», и о конкурсах «Новая детская книга» и «Книгуру»…
Но новостью вся эта информация стала, пожалуй, только для трех журналистов (кстати, пока я не видел в Сети ссылок на их отчеты об этом круглом столе). Остальные присутствующие не раз и слышали, и говорили на озвученные выше темы. Получилось что-то вроде скрипичного концерта для скрипачей. Мероприятие проведено. Результат близок к нулевому.
Разговор на не менее животрепещущую тему — «Первые сорок лет моего детства: в какой момент человек переходит от детской литературы к взрослой» — собрал побольше слушателей, но вряд ли стал темой для обсуждения за пределами конференц-зала № 3. Во всяком случае, отчетов о нем тоже пока не наблюдается.
К сожалению, далеко не все пункты детской программы мне удалось оценить лично. Но о многом говорит почти полное молчание прессы и Интернета — нет отчетов ни об «Открытых уроках литературы», ни о мастер-классах, ни новинках детской литературы.
Получается парадоксальная ситуация. Да, принято говорить о важности поддержки детской литературы, о том, что именно она может спасти перманентно падающий рынок. Но разговоры эти слышны только внутри профессионального сообщества. Точнее — в той небольшой группе профессионалов, которые занимаются детскими и подростковыми книгами. Шаг в сторону от этой группы — и услышишь неизменное «Современной детской литературы не существует, поэтому детям нечего читать».
Если детская программа ММКВЯ-2013 и стремилась переломить эту тенденцию, то у нее явно не получилось.
Андрей Жвалевский, специально для KidReader.ru
Комментарии
comments powered by Disqus