О тернистом пути детского писателя, о подводных камнях и трудностях в процессе написания книги и поиска издателя рассказывает Андрей Жвалевский, современный детский писатель, лауреат ряда литературных премий.
Вы решили стать детским писателем.
Не знаю, почему это с вами случилось. Возможно, придумали дочке пару рассказиков про кошку Бульку и динозавра Родиона — и дочка с восторгом требует «Еще!». Возможно, читали очередную детскую книгу, ужасались горбатости стиля и поняли «Я могу лучше!». А может быть, это было озарение сродни Ньютоновому яблоку.
Словом, решили. И сразу появилось много вопросов: с чего начать? Куда нести рукопись? Как объяснить всем, что дочка в восторге и все ее подруги тоже читали и хвалили? И (тут становится немного стыдно) как на этом всем заработать деньги? Это, разумеется, не главное. Главное — дарить радость детям… Но и гонорар тоже хотелось бы…
Рекомендаций для начинающих детписов (привыкайте, это внутреннее жаргонное название детских писателей) в Интернете хватает. Я рекомендовал бы прочитать советы Николая Назаркина или Анны Никольской, хотя не со всеми их выводами согласен.
Вот моя точка зрения.
Самое важное — качественный текст.
Нет, это не банальность, как может показаться. К моему удивлению, очень многие (не только начинающие, и не только писатели) начинают рассуждать о тенденциях, социальной значимости, рыночных перспективах, необходимости учить детей добру — о чем угодно, кроме качества литературы. Возможно, они выносят этот фактор за скобки. Мол, само собой разумеется, что «писать надо хорошо, особенно для детей, но…».
Никакого «но» нет.
Писать надо хорошо. Точка. Иначе это не будет «само собой разуметься». Иначе вы все время будете мучительно думать: «А достаточно ли остро я пишу?». Или наоборот: «А не заругают ли меня омбудсмены?». Или начнете сравнивать себя с Барто или Носовым. Словом, будете отвлекаться на всякую ерунду.
Бывает, что автор вынужден на эту ерунду отвлекаться. Например, когда он пишет заказную книжку в серию «Для девочек» или «Для настоящих принцесс». Таким авторам моя статья не нужна — им уже все объяснили редакторы «АСТ» или «Эксмо». Они (редакторы) работают очень четко и высокопрофессионально. Не иронизирую: эти люди действительно эффективно выполняют задачу по насыщению серии материалом. Буквально указывают пальцем, где нужно вписать переживания девочки «Ура! Я влюбилась!». Но почему-то такого рода тексты редко остаются в истории литературы. Есть у меня одна знакомая писательница. Когда она пишет для себя, получается прекрасная, честная, светлая и пронзительная история. Такие книги замечает и критика, и премиальное жюри, и читатели. А когда эта же писательница пишет на заказ, выходит… стандартно.
Поэтому, если есть возможность, отмахивайтесь от всего, что не касается качества литературы. От любых идей, даже если сами идеи кажутся вам симпатичными. Пропаганда идей — задача публицистики, не литературы. Вам нужно сконцентрироваться на более сложной проблеме — честно описать мир отдельного человека. А то и нескольких. И для этого нужен качественный, плотный, искренний текст.
Я уже несколько раз упомянул эпитет «качественный», но что это значит? Как понять, хорошо ты пишешь или не очень? На мой взгляд, ответ очень простой (сложный): если вам нравится — то это хорошо. Текст не должен у вас вызывать ни малейшего раздражения или дискомфорта, вы должны писать и читать его с удовольствием. Тогда есть шанс, что он понравится еще кому-то.
Правда, есть шанс, что он понравится только вам, вашей маме и вашим друзьям. Это может означать, что вы:
Про работу над написанным я расскажу чуть ниже, но если окажется, что вы графоман — не расстраивайтесь. Это самая страшная мания из всех возможных.
Как именно писать книги — тема отдельных трудов, и они уже написаны. Мне больше всего на душу лег труд Стивена Кинга «Как писать книги», но вы можете подобрать что-нибудь другое, благо выбор велик.
Поскольку книги «Как стать детским писателем» пока не видно, позволю себе несколько дополнительных рекомендаций. Большую их часть я не придумал, а услышал на семинарах фестиваля «Молодые писатели вокруг ДЕТГИЗа»:
Итак, когда пишешь текст:
Допустим, книга написана.
Самое время спросить себя, зачем вы ее писали. То есть писали, понятно, потому что хотелось. Но теперь, когда поставлена точка, нужно понять, какая судьба ждет эту рукопись. В современной детской литературе у автора есть два пути:
Оба пути имеют свои плюсы и минусы, и я не готов сказать, что лучше. Это вы должны решить сами. И от вашего выбора зависит, что вы сделаете со свеженаписанной книгой.
Сериальный автор обязан писать быстро и много. Этого его главное качество. Понятно, что литература не должна опускаться ниже определенного уровня, но за слишком добротный текст вас никто не похвалит и дополнительных денег не заплатит. Поэтому, если вы решили трудиться на благо серии, поскорее отсылайте книгу в крупное издательство и стремительно пишите продолжение. Как вариант: быстро-быстро напишите три книги с единым миром и героями — и предложите издательству сразу комплект. «Чистка» рукописи — потеря времени. Как ни смешно, «грязный» текст вполне может понравиться детям и даже стать хитом. Все потому, что дети, как я уже говорил, больше всего следят за сюжетом. Если он стремительный и захватывающий, юный читатель может простить и речевые штампы, и ходульность персонажей, и бедность лексики (до определенной степени, разумеется).
Но если вам хочется создать добротный продукт, который будут хвалить профессионалы, придется над текстом поработать. Могу предложить следующую технологию:
1. Нулевой этап. Вы ничего не делаете с рукописью. Она лежит в дальнем ящике стола или в далекой папке на ноутбуке. Лежит, пока не забудется. У нас с Евгенией Пастернак на это уходит обычно месяц или два. В это время можно заниматься чем угодно: съездить в отпуск, погрузиться в бытовые проблемы, подтянуть хвосты на работе, которую вы подзабросили из-за литературного творчества. Писать ли новую книгу? Не знаю. Кинг именно это и советует, а вот я не могу начать новое, не завершив работу над старым.
2. Авторская редактура. Первый человек, который должен прочитать «сырую» рукопись — сам автор. Хотя бы для того, чтобы избежать позора. Вы наткнетесь на множество описок, оговорок, с удивлением задумаетесь: «А что я имел в виду?». Возможно, окажется, что физрук Иван Иванович к концу повести превратился в трудовика Сергея Сергеевича. Какие-то фразы резанут глаз — безжалостно вычеркивайте их. И вообще не жалейте текст. Если что-то можно выкинуть без потери смысла — выкидывайте. Если после авторской редактуры рукопись не сократилась хотя бы на 10%, значит, вы схалтурили. Суровая авторская правка нужна любому тексту. Я раньше думал, что уж Пушкин-то явно все писал набело — так у него все легко и прозрачно. Потом увидал в музее его черновики… Некоторые страницы сплошь покрыты правками. А это, на секундочку, Пушкин, так что нам с вами сам бог велел. И не надейтесь, что «редактор поправит». Хороших редакторов в современной детской литературе очень мало. Буквально единицы. Поэтому вычитывайте все: и стиль, и грамматику. Особенно грамматику. Вам предстоит отдать текст в руки редактора, то есть человека, любящего грамотный текст. Как только он увидит «имейте ввиду» или «оденьте плащ, чтобы прогулятся» — расстроится и не сможет по достоинству оценить вашу совершенно гениальную историю. (Если в приведенных выше примерах вы не заметили ничего криминального, отдайте вашу рукопись профессиональному корректору, вас ждет неприятный сюрприз).
3. Привлечение тест-читателей. Этот этап необязательный, многие писатели считают его даже вредным. Но мы с Евгенией Пастернак (а до этого — с Игорем Мытько) используем его давно и плодотворно. Вам нужно найти людей, которые согласятся прочитать вашу рукопись и высказать свои претензии. Это могут быть родные и близкие либо просто друзья в социальных сетях. Главное, чтобы они вас поругали. Конечно, похвала приятна, но полезна только критика. К замечаниям относитесь осторожно, прислушайтесь к себе. Внутренне согласны с критикой — исправляйте. Считаете замечание глупым — забудьте. Но если одна и та же претензия поступила от совершенно разных людей, стоит задуматься. Вот чего точно не стоит делать, так это объяснять читателям, что они неправильно вас поняли. Как вы написали в книге, так и поняли. И, возможно, это даже к лучшему. Вот Сервантес, например, писал (как он думал) злобную пародию на рыцарские романы, а получился «Дон Кихот» — книга, которую любят и понимают совсем не так, как автор. И не бойтесь, что текст разойдется по Сети «и его никто не станет покупать». Опыт, например, книги «Я хочу в школу!» говорит о прямо противоположном. Ее в группе «ВКонтакте» прочитало около сотни тест-читателей — и неизвестно скольким друзьям они дали почитать, но сразу по выходу «Я хочу в школу!» стала продаваться очень бодро.
4. Окончательная редактура. После внесения замечаний не поленитесь, прочитайте рукопись еще раз. Внимательно, въедливо. Возможно, в результате всех ваших правок где-то нарушилась логика, где-то появились противоречия. И вообще — стоит убедиться, что теперь книгу не стыдно предъявить миру.
Итак, после написания книги:
И последнее, что осталось сделать, — но почему-то первое, что спрашивают начинающие писатели.
Как найти издателя для своей книги?
Честно скажу: чем больше смотрю на издательский мир (а это уже почти 20 лет), тем меньше что-то понимаю. Пути рукописей причудливы и неисповедимы. «Гарри Поттера» несколько лет не хотели издавать вообще. «Волшебник Изумрудного города» написан для собственного удовольствия человеком, который и не помышлял о карьере детского писателя. Да и сам я очень удивился бы, если бы лет 15 назад узнал, чем буду заниматься сегодня.
Но некоторые рекомендации все-таки дам. Они могут не сработать, но чаще всего срабатывают.
Чего делать не стоит:
Но все эти рекомендации ничего не гарантируют. Вы можете пройти сито семинаров и премий, создать нужные знакомства, найти «правильное» издательство — и все равно не увидеть свою рукопись превращенной в книгу.
А можете ничего этого не делать, послать свой текст издателю — и неожиданно добиться успеха. Это называется Удача.
От души желаю вам именно ее.
Андрей Жвалевский, специально для KidReader.ru
Комментарии
comments powered by Disqus