Детская субкультура всегда отличалась тем, что в ней «оседали» уже отработанные во взрослой культуре обычаи и представления. В XIX веке детская поэзия шла вослед взрослой, повторяя и множа ее художественные достижения и этические установки. В XX ее место резко изменилось – она стала «полигоном» для многих поэтов: одни из них были лишены возможности реализоваться во «взрослом» тоталитарном обществе, другие – параллельно с этим – решали свои формальные задачи, поскольку игра, в том числе словесная, это прежде всего прерогатива детства.
Яркий тому пример – уже в наше время – стихи поэта Олега Григорьева: фактически все его творчество – это пародия на нравственные установки окружающей действительности. Утрирование, доведение до абсурда реального мира становится формой защиты сознания, прежде всего, детского, от хаоса, алогичности жизни. Сегодня у Олега Григорьева немало последователей – прежде всего назову Артура Гиваргизова с его остроумными и тоже, как правило, пародийными стихами.
В эту же традицию, как мне кажется, вписывается только что вышедшая книга Михаила Есеновского «Луна за диваном» – собрание парадоксальных, иронических да и просто веселых и игровых стихов для «умных» детских читателей. Это та, намеченная в творчестве Григорьева грань между детскостью и взрослостью, которую очень трудно провести, но которая самим своим существованием притягивает и дает пищу для иронии и примечательной словесной игры. Отталкиваясь от законов и формул физики, математики, астрономии поэт, как точно написано в аннотации к сборнику, из законов мироздания выводит свои собственные законы — «квантовую механику» нашей повседневной жизни, насыщенной невероятными событиями:
На день рождения подарили Солнечную систему,
модель в масштабе один к сорока трём.
Пришлось немного расширить дверной проём,
а также частично в гостиной разрушить стену,
сместить орбиты Венеры, Марса, Луны,
чтобы Луна в масштабе, когда появлялась из-за дивана,
казалось, касалась верхушки вон той сосны,
но за Луну настоящую боком не задевала
Или такой замечательный эпизод под названием «Угодил, но не угадал» с пародийным эпиграфом-объяснением: «Чтобы в будущем стать светилом науки, следует с детства регулярно посещать школу. Это хорошо развивает зрительную память».
В кои-то веки зашёл на урок географии
и, представляете, не прогадал.
Ткнул наобум у доски в какие-то графики
и — не поверите — угадал!
Марьиванне, географичке,
что называется, угодил.
Просто мимо шёл с электрички
и зашёл,
а раньше не заходил.
Потом оказалось, что это не география,
то, куда я нечаянно угодил,
и вовсе не Марьиванна Кондратьева,
а Кварацхелия Автандил,
кажется, Луарсабович,
учитель по рисованию
(пацаны за глаза называли его «кацо»).
Очень похож на Кондратьеву Марьиванну.
Правда, я плохо помню её в лицо.
Сборник Есеновского, буквально напичканный высокомудрыми и блистательно обыгранными истинами, великолепными аллюзиями на классическую и современную культуру, вполне реальными фактами и отсылками к энциклопедиям, и одновременно тонкой поэтической издевкой над нерадивыми учениками и игрой с банальными бытовыми истинами, – сборник этот принесет массу удовольствия всем «незакомплексованным» читателям поэзии, большим и маленьким. Уверен на сто процентов!
Михаил Яснов, специально для KidReader.ru
Комментарии
comments powered by Disqus