Борис Кузнецов, генеральный директор издательства детской литературы «Росмэн», поделился с читателями сайта KidReader.ru своими впечатениями и наблюдениями о недавно завершившейся Болонской книжной ярмарке — главном книжном форуме, целиком посвященному детскому книгоизданию.
Первое, что бросается в глаза – на выставке стало очень многолюдно, причем приросла она людьми творческих профессий – художниками, авторами и их агентами. Но издателей больше не стало, скорее, наоборот – стенды стали поменьше, а проходы между ними пошире.
Очень заметно сократилось предложение по детской электронной книге. Неофитское увлечение этой темой схлынуло, а вместе с ним и надежды на то, что электронные издания поддержат прибыльность детских издателей. Но вместе с тем расцвела тема социальных сетей и СММ. Все теперь понимают, что книги, даже детские, необходимо продвигать в сетях. Солидных бюджетов тут явно недостаточно, а нужны опыт и технологии. На этой волне появились специальные агентства, которые предлагают пакеты соответствующих услуг. Большинство их технологий связано с Фейсбуком и Инстаграммом. И нам, как всегда, приходится рассказывать о наших национальных особенностях, т.е. про ВКонтакте и Одноклассники.
Кстати, на этой выставке пришлось регулярно объясняться по поводу еще одной очень неприятной «национальной особенности». Речь идет о «Техническом регламенте Таможенного союза», документе, заменившем «Санитарно-гигиенические правила и нормы», строго регламентирующем оформление изданий для детей. Этот документ фактически блокирует возможность издания зарубежных детских книг с более-менее сложным макетом. Иностранцы недоумевают по поводу его требований. Я их понимаю, не будут же они исключительно для России переделывать какие-нибудь креативные рисовалки из-за того, что «минимальный габаритный размер раскрашиваемой детали не должен быть менее 5 мм».
В этом году появилась одна интересная и приятная для сердца издателя тема – это книги для подростков. Европейцы уверяют, что этот сегмент начал оживать и прирастать. Вновь в списках бестселлеров начали появляться книги для подростков. Многие это связывают именно с возможностью продвижения и коммуникации в социальных сетях. Только по описаниям зарубежных эффективных программ мне показалось, что их подростки несколько мобильнее, они с большей готовностью переходят к действиям в реале – флешмобам, косплеям, акциям.
Похоже, что по закону сохранения вещества и энергии, прирастая в одном месте, рынок теряет в другом. Многие издатели констатируют, что стала хуже представлена специфическая категория книжек-игрушек для самых маленьких. Может быть, это связано с развитием рынка «настоящих игрушек». И это особенно очевидно после недавней игрушечной выставки в Нюрнберге.
В целом у меня возникло ощущение, что мировой рынок детской книги пережил эмоциональную фазу кризиса, а теперь все озабочены развитием эффективного ассортимента в новых условиях. У всех свои особенности и пути – американцы упорно надеются на развитие в книгах лицензионных анимационных брендов; многие европейские издательства диверсифицируют ассортимент – развивают категории игр и сувениров, наборов для хобби и творчества; китайцы ажитированы образовательными программами (причем с самого раннего возраста), которые активно поддерживает государство; немцы прирастают детскими non-fiction книгами. К немцам я вообще предвзят и неравнодушен – очень мне нравится, как они в национальном масштабе строят и развивают книжную отрасль, как создают книжный масс-маркет ассортимент, развивают и поддерживают опережающие проекты. Я думаю, что они первыми смогли нащупать ту модель книжной индустрии, которая сможет стабильно существовать в новых условиях.
Мне показалось, что в этом году с выставки ушел (или, как минимум, ослаб) кризисный угар вместе с его неопределенностями и надеждами на несбыточное. И это хорошо. Теперь это вновь основательное рабочее мероприятие.
Борис Кузнецов, генеральный директор издательства «Росмэн»
Комментарии
comments powered by Disqus