Александр Альперович: «Ностальгический советский тренд сейчас в приоритете»

Александр Альперович: «Ностальгический советский тренд сейчас в приоритете»

Генеральный директор издательства “Clever” Александр Альперович рассказал читателям сайта Kidreader.ru о нашумевшей серии «Живая классика» и о том, какие новые тенденции в книгоиздании появились в этом году.

— Вы запустили новую серию книг «Живая классика». Расскажите, как возникла идея создания этой серии, какие основные задачи Вы ставили перед собой?

— Идея серии возникла случайно, когда я объяснял моей дочери исторический контекст произведения «Капитанская дочка». Работая над этой серией, мы задавались вопросами: а что нужно сделать для того, чтобы нашим детям было интересно и, главное, понятно читать произведения русских классиков? Как можно сделать чтение школьной программы по литературе увлекательным занятием? И мы решили, что одним из возможных путей решения этой задачи станут дополнительные материалы о произведении, о героях — своего рода погружение читателя в эпоху со всеми ее особенностями и перипетиями.

— Какие еще книги, кроме «Горя от ума» и «Капитанской дочки», планируется выпустить в «Живой классике»? Насколько «объемной» должна получиться серия?

— Кроме уже выпущенных книг в серии «Живая классика», в ближайшем будущем мы планируем издать произведения «Герой нашего времени», «Евгений Онегин», а также «Кавказский пленник» Л. Н. Толстого. И это только обозримые планы — то есть те книги, которые уже находятся на этапе непосредственной редакционной подготовки.

— По какому принципу Вы отбираете произведения для этой серии, и кто участвует в самом процессе отбора?

— Мы хотим, чтобы произведение отвечало нескольким критериям: во-первых, чтобы оно было максимально востребовано, чтобы то, что мы делаем, было не просто полезно, но и необходимо школьнику — то есть произведения, которым посвящено много учебных часов в рамках школьной программы. Второе — мы очень тщательно следим, чтобы произведение не теряло своей не то чтобы актуальности, но читабельности, потому что, на мой взгляд, существует много произведений, которые сложно читать, не понимая контекста происходящего… «Капитанская дочка» — это книга, которую можно читать сегодня, завтра, через год — она наполнена любовью, историей, разнообразными артефактами и так далее. «Горе от ума» — это драма, но за счет стихотворной подачи она читается легко, там есть сюжет, развитие. То же самое в «Евгении Онегине» — его стихотворная форма не превзойдена до сих пор не только в плане стихов как таковых, но и в неких содержательных смыслах. В целом это основные критерии, по которым мы отбираем произведения. А что касается непосредственно процесса отбора — у нас есть определенная система, в которой задействованы и редакция, и маркетинг, и другие отделы — все в комплексе.

— Для издания «Капитанской дочки» Вы запустили краудфандинговый проект по сбору средств. Поделитесь, как Вы пришли к такому решению? Оправдал ли проект Ваши ожидания?

— Выпустив «Горе от ума», мы получили очень много отзывов от наших читателей, которые благодарили нас за издание, хвалили его, но при этом обращали внимание на очень высокую цену. И правда, себестоимость книги на каждом этапе производства росла как на дрожжах. Поэтому мы подумали: а почему бы не привлечь к проекту тех, кто может заплатить за книгу больше, чтобы те, для кого она является дорогой покупкой, смогли приобрести книгу по гораздо более низкой цене? И тогда мы отправились в дебри краудфандинга. Это был крайне интересный опыт, мы познакомились с огромным количеством активных и неравнодушных людей, которые поддерживали нас в этом эксперименте, делились впечатлениями и рассказывали о проекте своим друзьям и близким. И мы считаем, что проект себя полностью оправдал.

— Планируете ли Вы запускать подобные проекты при подготовке других книг серии «Живая классика»?

— Стоит все-таки отметить, что проект оказался очень трудозатратным, поэтому у нас пока нет окончательного решения о дальнейших запусках подобных проектов при подготовке других наших книг.

— Какими еще уникальными новинками издательство CLEVER планирует порадовать своих читателей в ближайшее время?

— Этой осенью мы ожидаем множество совершенно необыкновенных книг. Одной из таких новинок станет книга «Найди и покажи. Путешествие по России». Это новая книга из нашей суперпопулярной серии, которая была нарисована французскими художниками специально для нас. Это мировая премьера! Никогда еще эти художники такого не делали, но очень вдохновились нашими рассказами о России и решили создать такое необычное издание. Кроме того хочу обратить ваше внимание на книгу «Игры императоров» из нашей серии «Внеклассная история», которую мы делаем вместе с журналом «Дилетант». Эта книга — продолжение увлекательного экскурса в историю России.

И, конечно, не могу не сказать о «Советской серии» и первой книге — сборнике произведений Аркадия Гайдара. В него вошли известные произведения Аркадия Гайдара — «Чук и Гек», «Военная тайна», «Тимур и его команда», «Голубая чашка». Все события происходят в предвоенные 30-е годы — для целостности восприятия мы добавили в книгу цветные вклейки с фотографиями, плакатами и цитатами из песен и стихов — то есть постарались максимально воссоздать атмосферу того времени. Возможно, именно благодаря этим изданиям современные дети смогут понять, что чувствовали и переживали герои любимых книг их родителей, бабушек и дедушек.

— Когда Вы готовите к изданию новые книги, на кого в большей степени ориентируетесь: на детей или на их родителей? Какой, по-Вашему, должна быть детская книга, чтобы привлечь внимание читателей? Что сегодня «продает» детскую книгу?

— Как вы можете видеть по нашему ассортименту, мы работаем и с зарубежными, и с российскими авторами, причем не только классическими, но и современными. Михаил Барановский, Анна Никольская, Станислав Востоков — все это наши российские писатели сегодняшнего дня, которых мы издаем и успешно «продаем». Мы стараемся сделать так, чтобы среди наших книг каждый покупатель и читатель (а это как раз зачастую два совершенно разных человека) нашли что-то полезное. Поэтому мы уделяем особое внимание книге в целом, не только тексту, но и иллюстрациям, полиграфическому исполнению и, самое главное, общему впечатлению — мы сами должны быть в восторге от книги, чтобы издать ее действительно хорошо. Все вышеперечисленное и продает детскую книгу сегодня.

— Есть ли какая-то серия или, может быть, какая-то отдельная книга, выпущенная CLEVERом, которую Вы особенно любите или цените больше других?

— Я, конечно, люблю все книги Clever, но за последний год это, наверное, серия «Внеклассная история» — сейчас в серии две книги «Век Просвещения» и «Окно в Европу», которые мы выпустили совместно с журналом «Дилетант». Я считаю это достижением — книги потрясающие по качеству, по изложению, по тому, как они сделаны — это то, чем мы по праву можем гордиться.

— Можно ли говорить о том, что за этот год в российском детском книгоиздании появились какие-то новые тенденции?

— На мой взгляд, очень сильное влияние оказывает сейчас советский тренд, советские книги условно 30х–70х годов. Такого влияния еще 2–3 года назад не было абсолютно. Был период увлечения дореволюционной литературой, был период увлечения современной литературой, а сейчас в приоритете ностальгический советский тренд, который определяет тенденции на рынке.

Беседовала Ирина Эдлина, специально для KidReader.ru

Код для блога

Комментарии

comments powered by Disqus