В рамках 32-й ММКВЯ эксперты книжной индустрии обсудили развитие инфраструктуры детского и юношеского чтения

В рамках 32-й ММКВЯ эксперты книжной индустрии обсудили развитие инфраструктуры детского и юношеского чтения

Круглый стол по вопросам привлечения подрастающего поколения к чтению состоялся 5 сентября 2019 года.

Заместитель директора Российской государственной детской библиотеки Ольга Мезенцева открыла круглый стол и обратила внимание на проблемы и задачи, которые стоят перед детскими библиотеками. Самая острая из них – это своевременное и качественное пополнение библиотечных фондов не только Центральной части России, но и регионов. Ольга Мезенцева рассказала о тех шагах, которые сейчас предпринимаются для решения подобных проблем – проведение акции «Подари ребенку книгу», создание специалистами РГДБ «Методических рекомендаций по подготовке региональных программ поддержки и развития детского и юношеского чтения», «Руководства по библиотечному обслуживанию детей в России».

Эльфия Дорофеева, генеральный директор издательства «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», затронула тему влияния детской книги на воспитание детей, развитие их воображения и внутреннего мира через книгу, а не видеоконтент. Эльфия рассказала о важности развития юных читателей в возрасте до 3-х лет через книги-игрушки, ведь воспитание любви к книге должно начинаться еще в младенчестве.

На важность государственной поддержки для развития инфраструктуры детского чтения обратил внимание Борис Кузнецов, директор издательства «РОСМЭН». Борис отметил необходимость создания Национального конкурса детской книги на федеральном уровне. Сегодняшние конкурсы – «Новая детская книга», «Книгуру» – не являются общенациональными и не могут решать всего комплекса проблем этого уровня. Борис также отметил важность предстоящего в сентябре 2020 года события – 37-го конгресса IBBY, который пройдет в Москве одновременно с МКВЯ, с 5 по 7 сентября.

Подхватила обсуждение Елена Абрамова, руководитель PR-службы розничной сети «Читай-город-Буквоед». Она рассказала о новом интересном проекте - карте «Читай-агент» для детей возрастной категории 12+, которые теперь смогут самостоятельно приобретать себе книги. Это новый шаг в развитии детской культуры чтения со стороны книжного магазина. Подобные проекты очень важны для того, чтобы и издатели, и родители поняли, что хотят читать современные дети, ведь мнение взрослых и детей часто не совпадает. По результатам нового проекта будет собрана статистика, которая поможет ориентироваться в детском выборе.

Проблема неподготовленности родителей в воспитании детей через книгу волнует Егора Серова, главного редактора «Радио книга». На книжном рынке представлен большой ассортимент переводной детской книги, однако важно развивать свою национальную книжную культуру и уметь правильно подбирать книги для своих детей. Егор также рассказал о понятии конвергентной книги как новом явлении в развитии культуры детского чтения.

«Ребенка сегодня нужно удивлять» – убежден Евгений Сосновский, генеральный директор издательства «Робинс». С помощью нестандартных решений и необычных полиграфических форм изданий можно отвлечь детей от электронных игр и обратить их внимание на книгу как новое игровое пособие. В качестве подобных пособий Евгений представил книги-конструкторы, а также книги с дополненной реальностью, позволяющие одновременно обучать детей. Это новый тренд, который активно развивает издательство «Робинс», обращая внимание на важность конвергентной книги.

Георгий Гупало, издатель, руководитель книжного проекта «AnimalBooks», обратил внимание на проблему отсутствия навигации в большом ассортименте книжной продукции для детей. Он также затронул проблему высокой стоимости подготовки контента для детских образовательных изданий.

Мила Кондрашева, руководитель редакции «ЭКСМО Детство», рассказала о разработке дополнений в Технический регламент, которые уже подготовлены издательством и пригласила всех участников рынка присоединиться к их согласованию и утверждению.

Во второй сессии круглого стола обсуждались вопросы производства внутри страны сложных книжных продуктов для детского сегмента, современные технологические возможности российских полиграфистов.

За последние 11 лет доля литературы для детей и юношества по данным Российской книжной палаты в общем объеме выпуска книг и брошюр увеличилась на 3,3%, а по тиражным показателям на 3,7% (сейчас по итогам 2018 года эта доля составляет 23,4% по совокупному тиражу).

При условии того, что в настоящее время драматически меняется структура медиа потребления, сокращается чтение печатных книг, с одной стороны, с другой - уже дают первые плоды программы поддержки детского и юношеского чтения на федеральном и региональном уровнях.
Ирина Степанова, руководитель коммерческого центра АО «Первая Образцовая типография», попросила проголосовать, воспользовавшись специальной закладкой – голосовалкой, ЗА или ПРОТИВ утверждения – «Детская и юношеская книга станет драйвером роста отечественной книжной индустрии в ближайшие несколько лет».

По итогам голосования большая часть профессиональной аудитории согласилась с тем, что точкой роста отечественного книгоиздания будет детская и юношеская литература.

Для «Первой Образцовой типографии» имеет особую важность этот тренд – так как основной фокус производства всех площадок – это качественная книжная продукция.

АО «Первая Образцовая типография» на настоящий момент является лидером полиграфической индустрии России. Суммарный объем произведенных компанией книг в твердом и мягком переплете по итогам 2018 года составил более 106,5 млн экземпляров, что составляет 24,65% объема выпуска книг и брошюр в стране согласно статистике Российской книжной палаты.

А в пересчете на печатные листы-оттиски доля всех филиалов «Первой Образцовой типографии» по итогам 2018 года составила 49,23% в общем объеме выпуска печатной продукции в стране.

Все филиалы входят в топ-12 предприятий полиграфической отрасли страны, а Ульяновский Дом Печати – абсолютный лидер по числу выпущенных изданий и количеству условных печатных листов-оттисков по итогам 2018 года.

Новый этап в развитии общества, глобальный процесс внедрения цифровых технологий находит свое отражение и в технологических новациях в полиграфии, в том числе полиграфии детской цветной книги. Книга должна заинтересовать самого взыскательного потребителя – юного читателя и его родителей. Она должна быть визуально привлекательной.

О последних технологических новациях в книжном производстве для создания качественной детской книги рассказала один из ведущих технологов книжной полиграфии в стране Ирина Сулакова – руководитель технологической службы филиала «Чеховский Печатный Двор» «Первой Образцовой типографии».

Людмила Никитина, главный редактор молодого издательства «Абрикобукс» от лица малых издательств рассказала о своем опыте сотрудничества с зарубежными и российскими полиграфическими предприятиями и сформулировала основное пожелание к типографиям – стать партнером –консультантом для издательства с достойным уровнем сервиса.

На российском полиграфическом рынке появился новый игрок – компания «АДАР ПРИНТ», директор по продажам которого Анна Марушевская представила новые возможности для издателей по производству детских картонных книг со сложными конструктивными элементами.
Участники дискуссии, познакомившись с огромным арсеналом технологий для производства детской и юношеской литературы и рассмотрев образцы книг, активно задавали вопросы экспертам.

Поблагодарив всех за заинтересованный профессиональный разговор, организаторы решили продолжить диалог на страницах журнала «Книжная Индустрия».

Организаторы мероприятия: журнал «Книжная индустрия», «Первая Образцовая типография» при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям. 

Код для блога

Комментарии

comments powered by Disqus