Рассказ как акварель — рецензия на книгу Сергея Георгиева «Собаки не ошибаются»

Рассказ как акварель — рецензия на книгу Сергея Георгиева «Собаки не ошибаются»

Сергей Георгиевич Георгиев уже много лет сотрудничает с тележурналом «Ералаш». Вот и рассказы у него — как «Ералаш», только серьезные. Все на месте — чудесно очерченные, невероятно правдоподобные детские характеры, повседневные, но такие важные в жизни еще не очень взрослого человека коллизии, мелкие случаи, которые запомнятся на всю жизнь. И зачастую — парадоксальный финал, почти как у О. Генри, и если «почти», то только потому, что автор не ставит перед собой такой задачи. Нет, они и смешные тоже бывают, как же иначе, но в основном — грустные, лиричные и, конечно, заставляющие задуматься. А еще отчего-то ностальгические — хотя в них почти нет признаков эпохи, они мягко, но настойчиво возвращают взрослого читателя в его собственное детство. Интересно, почувствуют ли это читатели-школьники, для которых книга и предназначена?..

Вот в рассказе «Колдовство», например, двое деревенских приятелей собрались покататься на лодке, а с ними напросилась городская девчонка. Сказала, что колдунья. Сказала, что знает такое слово, чтобы рыба хорошо ловилась. И зовут ее Марина — морская, значит. И рыба у нее ловилась и правда отменно, даром что девчонка взяла в руки удочку явно впервые в жизни. Но женщина на судне — к беде, и беда не заставила себя ждать: лодчонку чуть не затянуло в водопад. Все кончилось хорошо — а когда один из приятелей попенял другому, что взял девчонку на корабль, тот ответил: девчонку — нельзя, девчонку — не взял бы. Колдунью — можно.

А в рассказе «Пахом» мальчик подобрал у магазина огромного бездомного пса. Пес оказался наделенным недюжинным чувством собственного достоинства: он и пирожок у мальчика взял, только когда убедился, что тот тоже поест. Подачку — ни-ни, за компанию — можно. Мальчик повел пса домой, наладил с ним отношения, придумал имя. Но папа — хороший, заботливый папа, который вышел встречать сына, чтобы тот не шел один в темноте, — отчитал пса: мол, хорошие псы не теряются. И гордый Пахом повернулся и ушел в ночь и снег.

А в веселой и трогательной истории «Кару-сига» речь о другом — о походном братстве, о волшебстве, которое начинается, как только взваливаешь рюкзак на плечи и идешь в горы. Компания из Артека устроила привал, и как-то так вышло, что один парнишка заделался кухмистером, а другой ему помогал. Кухмистер, эстонец Велло, судя по всему, побросал в котел все, что под руку попалось, но всем сказал, что это волшебное эстонское блюдо «кару-сига» и готовить его можно только раз в жизни. Во второй раз уже не то. И чары подействовали — ничего вкуснее никто из ребят в жизни не ел. А потом герои встречаются уже взрослыми, всем уже известно, что «кару-сига» по-эстонски «медведь-свинья» и что если побросать все что под руку попалось в котел, едва ли получится вкусно. Однако дивные воспоминания о том дне остались, и ощущение волшебства никуда не делось. А что? Иногда и так бывает.

Словом, очень разные они, эти рассказы в книжке «Собаки не ошибаются». И их почти четыре десятка, что, несомненно, достоинство. В книжку поместилось многое — любовь и смерть, отвага и трусость, обида и прощение, проступки и раскаяние. И обо всем этом Сергей Георгиев рассказывает чудесным, легким и прозрачным языком — каждый рассказ как акварель. Как акварель на стене в рассказе «Кораблик».

А. Бродоцкая, специально для KidReader.ru

Иллюстрации

  • Собаки не ошибаются
  • Собаки не ошибаются
Код для блога

Комментарии

comments powered by Disqus