Отцы, дети и сверхдети — рецензия на книгу Роальда Даля «Матильда»

Отцы, дети и сверхдети — рецензия на книгу Роальда Даля «Матильда»

Книги Роальда Даля невесомы, как воздушные шарики. Это в хорошем смысле слова попкорн и, несомненно, литература для тех, кто не готов принять тяжеловесный удар произведений. Хотя простыми и поверхностными эти истории тоже не назовешь. В них происходит все так, как и должно происходить. Поэтому невероятно сказочные и волшебные истории кажутся настоящими, подсмотренными где-то и скопированными в прекрасную книжку. Но этот ctrl+c/ctrl+v происходит из того настоящего, которое творится в голове у сказочника – единственного в таком роде. Характеры героев видны как на ладони. Совсем не нужно что-нибудь домысливать, чтобы полностью их понять.

Глаза огнем горят,

Язык черней черники,

В шипах лиловых вся спина

И вид ужасно дикий (c)

Из этих слов про Матильду верно лишь то, что глаза у нее, конечно же, горят огнем. И это есть огонь высшей справедливости, способной смести все на своем пути – просто для того, чтобы все были счастливы.

Героев книги «Матильда» можно назвать линейными персонажами. Но это вовсе не значит, что в них нет объемности. Хотя двумерность – это не так уж плохо. Взять к примеру хотя бы мультфильмы, в которых нет множества визуальных эффектов. Двумерный мир ярок, как может быть ярким и улетающий в небо все тот же самый воздушный шарик творчества Роальда Даля. Наше читательское дело – поймать этот шарик за хвост и проглотить целиком. Потому что книга «Матильда» мимолетна, будто в ней не несколько сотен страниц, а пара абзацев. Но она, конечно же, при всей линейности и однозначности, несет в себе мощный заряд, который оседает где-то там, на подкорке.

По сути, в книге описан мир, в котором взрослые не могут справиться со своими проблемами сами. Ни плутоватые родители Матильды не в силах совладать со своим гениальным ребенком, ни добродушная учительница мисс Ласкин не может противостоять злой напористости, ни злодейка директриса не в силах справиться со своим гневом.

Матильда, как это обычно умеют дети, очень хорошо расставляет по своим местам. Она делает это сказочным, волшебным образом. Ей открывается дар телепортации. Но обычно дети делают это даже одним своим присутствием. Роальд Даль подает эту историю мастерски. С одной стороны – гениальная девочка-вундеркинд (а истории о детях-вундеркиндах сразу же поражают воображение). С другой стороны – школа строгого режима, и этот режим задан главной злодейкой книги. А антиутопичная история о том, как детям тяжело живется в стенах школы, тоже читается взахлеб. И, с третьей стороны, тема «отцов и детей», инаковости детей – все это создает овощной, прилично перченный бульон произведения.

Как и откуда появляются вундеркинды, никто толком не знает. Но совершенно точно, что порой никакие родительские продвинутые методики здесь ни при чем. Гениальные дети бывают у самых заурядных родителей. Даже у тех, которые противятся детской напористости в изучении тех или иных предметов. Они считают, что знания детям совершенно ни к чему и, более того, не пригодятся в жизни. А, может, будут и вовсе вредными. Но, к счастью, у таких детей хватает ума, чтобы понять, когда им слушаться родителей, а когда идти своим путем.

Матильда – девчушка скромная, да и та не очень-то старается показывать родителям свои знания. Хотя на самом деле родители Матильды не такие уж простые, какими кажутся на первый взгляд. Кто они? Вспоминается странное слово «прощелыги», и еще более странное слово «спекулянты», и даже обыватели, возведенные в квадрат. После тяжелого рабочего дня, когда глава семейства обдурил несколько клиентов, продав им негодные машины, они едят фаст-фуд, смотрят сериалы… И в этой своей обывательской небрежности даже умилительны. Скажете: родители имеют право быть простыми, не гнаться туда же, куда гонятся их дети? Да и вообще – дети по интеллектуальным данным почти всегда превосходят родителей!

Все это так, но никто им не давал права так относиться к собственной дочери: не помогать ей ни в чем, порицать чтение, отправить в школу, где директор – мисс Таррамбах – настоящий монстр и тиран.

У этой истории есть прекрасная экранизация, снятая в 1996 году, режиссером которой выступил Дэнни ДеВито. Ее непременно нужно смотреть в детстве. Как и любая экранизация, она слегка отличается от книги. Родительское безразличие там выставлено напоказ: Матильду отправляют в интернат, а волшебные возможности Матильды становятся центральным звеном истории.

Но надо отдать Роальду Далю должное. Он не превращает родителей в стопроцентных монстров. Они любят свою дочь и в меру возможностей заботятся о ней. Это хорошо видно на том примере, когда Матильда перетрудилась с использованием телепортации, подустала и прилегла ненадолго. Ее мама, которая выбрала «красоту, а не ум», как сказала она мисс Ласкин, тут же испугалась, не заболела ли ее дочь. Как испугалась бы любая другая мама. Значит, в этом мире не все еще потеряно. До тех пор, пока мамы, не понимающие своих детей, будут продолжать щупать их лоб и спрашивать, не заболели ли они часом. И пусть в памяти читателей остается этот момент, а не развязка истории, когда родители с легкостью оставляют дочь на воспитание учительнице, а сами уезжают. Кто знает, может, они будут вспоминать Матильду каждую минуту, каждую секунду, а после перевоспитаются и приедут за нею.

Пусть будет так!

Наталья Евдокимова, специально для KidReader.ru.

Иллюстрации

  • Матильда
  • Матильда
  • Матильда
  • Матильда
  • Матильда
Код для блога

Комментарии

comments powered by Disqus