Один и ноль десятых — рецензия на книгу Марка Вейцмана «Обычная драка»

Один и ноль десятых — рецензия на книгу Марка Вейцмана «Обычная драка»

Некоторые стихи и произведения искусства в хорошем смысле «бьют наповал». Посмотришь, прочтешь, послушаешь – и яркое впечатление тут же формирует мнение. С иными объектами восприятия дело обстоит по-другому – с ними надо знакомиться несколько раз, чтобы «распробовать». Иногда дело в самой аудитории, иногда в материале. Как бы там ни было, мне кажется, что поэтический сборник Марка Вейцмана «Обычная драка» – из второй категории.

Посмотрим правде в глаза – хорошие стихи, написанные специально для подростков, такое же редкое явление, как хорошая проза или поэзия для двухлетних. Мы к этому привыкли (подросткам-то ведь уже и взрослая поэзия сойдет, а малышам – бирюльки, к литературе отношения не имеющие), поэтому изначально воспринимаем многие детские книги как предназначенные для ребенка некоего усредненного возраста. Тем не менее, поэзия для подростков существует. И книга Марка Вейцмана тому прямое доказательство.

Стихи о школе, очень предметные, насыщенные разнообразной школьной атрибутикой; стихи о любви, первой и не первой, к учительнице и к девочке; стихи о дружбе, о чем-то вроде предательства («Обычная драка») и о равнодушии; стихи о природе, о любви к Земле, к сезонам, к животным, которых не приручить; стихи о родном городе, о родителях, о загадке времени, о книгах, о любимых занятиях, о важности любимого дела – в небольшом сборнике собраны тексты обо всем на свете. И сюжеты, в общем, не новые, не оригинальные – ну, в учительницу мальчик влюбился, ну, папа из семьи ушел – и юмора мало, все больше лирики, хотя если уж автор шутит, то искрометно:

— Ты старшим, Сидоров, не ври.
— А я и так не вру!
— Пример с отличников бери.
— А я и так беру!
— И не шали, и не груби,
Ты понял, дорогой?
Ну, словом, стань совсем другим.
— А я и так другой!

В чем же здесь уникальность, помимо блестящей техники, звучной рифмы, иногда очень нетривиальной интонации («Какое мне дело?»)? Думается, что в настроении. В тонко воспроизведенном настроении подростка («Листья на снегу»):

И листья на белую землю легли.
И я свою грусть понимаю не очень,
Поэтому вам объяснить не смогу.

Лирический герой Вейцмана (то более взрослый в стихах о родителях, то более подростковый в стихах о любви, то и вовсе напоминающий учителя, а не ученика в стихотворении «Я знал») действительно мало что объясняет. Его мысли часто даны внахлест, без логики, без обстоятельств, без контекста, поэтому их надо считывать очень внимательно, не спеша, как советует медлительный персонаж из стихотворения «Не спеша». Только при таком, внимательном аккуратном чтении, станут внятными философские стихи, например, «Песенка о бумажном голубе» или «Дуб», трогательные тексты о жалости к отцу и благодарности матери («Отец», «Колодец»), очень важные для подростка рассуждения о необходимости совершить подвиг («Страда») и, конечно, неизбывное подростковое одиночество:

А у доски, в штанишках мятых,
пока визжал от смеха класс,
стоял один и ноль десятых,
и слезы капали из глаз.

Ася Петрова, специально для сайта KidReader.ru

Иллюстрации

  • Обычная драка
  • Обычная драка
  • Обычная драка
  • Обычная драка
  • Обычная драка
Код для блога

Комментарии

comments powered by Disqus