Ударное племя — рецензия на книгу Марка Пекарского «Бей в барабан и не бойся»

Ударное племя — рецензия на книгу Марка Пекарского «Бей в барабан и не бойся»

Если человек чем-то сильно увлечен, он легко может увлечь, вовлечь и всячески привлечь других людей к своему любимому делу всего лишь с помощью интересного рассказа о нем. Влюбленный в барабаны, шумелки, гремелки и прочие звенелки ударник Марк Пекарский – он же Дядюшка Маркус – в книге «Бей в барабан и не бойся!» взахлеб рассказывает о том, как появились барабаны, какие они бывают, чем на них играют и где их используют, а заодно делится историей возникновения собственной пылкой страсти к этому вроде бы самому «немузыкальному» музыкальному инструменту. Помогает Пекарскому сделать звучащий мир к тому же зримым и красочным замечательные картинки художницы Ольги Золотухиной, а также множество картинок и фотографий из разных архивов.

Марк Пекарский – неисправимый музыкант. Окончил Государственный музыкально-педагогический институт им. Гнесиных, играл в Государственном симфоническом оркестре радио и телевидения, а затем в созданном им самим ансамбле ударных инструментов, преподает в Гнесинке и Московской консерватории, пишет пьесы для ударных с оркестром и даже для ударных без оркестра. Иронизируя над собственным оптимистичным фанатизмом, Дядюшка Маркус жалуется: «Сегодняшняя моя жизнь – сущий барабанный ад: я играю на ударных, я учу играть на ударных, я коллекционирую ударные, я пишу об ударных, наконец – я пишу для ударных!» и восклицает испуганно: «Нет, друзья, не становитесь ударниками! Выберите что-то полегче – флейту-пикколо, например…»

Поделившись превратностями своей нелегкой ударной судьбы и напугав недостаточно влюбленных в шумелки и гремелки ребят, Пекарский прогоняет панику прочь и открывает дверь в волшебный мир ритмических инструментов, имеющих среди всех предметов, способных извлекать звуки, самый почтенный возраст: «Судите сами – человек еще не умел петь, а шаг его при ходьбе или беге уже выражал темп и ритм – хоть и очень простой. Если же он подвешивал к поясу какие-то предметы, которые ритмично ударялись друг о друга – кремни, дротики, – то они уже занимали его слух. И все это началось в каменном веке». С тех пор какие только предметы не приспособил человек для ритмического постукивания и позвякивания, «от высушенной тыквы и ослиной челюсти до медных котлов, обтянутых кожей!» В ход шли даже человеческие черепа!

О первых ударных остались мифы и легенды у всех народов Земли – индейцев и индийцев, китайцев и африканцев, а у европейцев культура барабанного боя тесно переплелась с военным делом, важным, даже первостепенным вплоть до конца XIX века. Недаром по-прежнему ни один военный парад не обходится без дружного боя барабанщиков, которые задают ритм и темп всему действу. И ведь существуют не только барабаны – есть множество других инструментов, в основе которых лежат разные способы производит шум и отбивать ритм. С нежным юмором влюбленного рассказывает Дядюшка Маркус не только о литаврах и там-тамах, дарбуках и дамару, гонгах и бубне, колоколах и кастаньетах, но и о таких ударных, на которых можно играть мелодию, – о ксилофоне, маримбе и вибрафоне. Не обойдены вниманием великие исполнители: гуру ксилофона Михаил Гузиков, маримберо из Оклахомы Вайда Ченовет, изобретатель вибрафона Херман Винтерхоф и джазовый вибрафонист Гэри Бертон. О композиторах, которые любили ударные не меньше, чем Марк Пекарский, и вводили их в свои произведения на главных ролях, написана целая глава: «Началось все с Бетховена», за которым последовали Гектор Берлиоз, Николай Римский-Корсаков, Игорь Стравинский, Эдгар Варез и другие, испытывавшие «восторг от общения с шумелками». А сегодня мы живем в самое ударное время, ведь «ХХ век стал поистине золотым веком для всего ударного племени». И действительно – ни один вид музыкальных коллективов, от джаз-банда и рок-группы до симфонического оркестра не может обойтись без изрядного количества всяких ударных и ритмообразующих штуковин. О классическом составе ударной установки, которую можно увидеть на любом джазовом и рок-концерте, маленький читатель тоже непременно узнает из этой книги.

Как говорится, если очень захотеть – можно в космос полететь, а уж научиться играть на ударных… Марк Пекарский делится секретом: «Игра на любом музыкальном инструменте трудна, и потому называется искусством, то есть она неприродна… Самым природным из всех музыкальных искусств является, на мой взгляд, искусство барабанения, потому что удар по барабану – это практически природный инстинкт».

Главное, любить этот ритмичный звучный мир, а еще «бить и не бояться» – как написал немецкий поэт Генрих Гейне в стихотворении о барабанщике, строчкой из которого и названа эта книга:

Людей барабаном от сна буди,
Зорю барабань, не жалея рук,
Маршем вперед, барабаня, иди, —
Вот тебе смысл всех наук.

Дарья Лебедева, специально для сайта Kidreader.ru

Иллюстрации

  • Бей в барабан и не бойся! Истории дядюшки Маркуса
  • Бей в барабан и не бойся! Истории дядюшки Маркуса
  • Бей в барабан и не бойся! Истории дядюшки Маркуса
  • Бей в барабан и не бойся! Истории дядюшки Маркуса
Код для блога

Комментарии

comments powered by Disqus