Книга Евгении Басовой — это настоящая хорошая проза. Не очень частое явление в нашем культурном пространстве. К счастью, она оценена по достоинству. Повесть «Уезжающие и остающиеся» — финалист Международной детской литературной Премии им. В. П. Крапивина сезона 2010 года.
Трудно писать о времени, в котором живешь, писать так, чтобы это не было простой зарисовкой, репортажем, устареющим назавтра. Так, чтобы не насыщать свои тексты для узнаваемости поверхностными приметами, жаргонными словечками. Повести сборника «Уезжающие и остающиеся», по-моему, на все времена. Классическая простота изложения, сюжет, сразу, с первых строк втягивающий читателя в свое пространство, и необходимая отстраненность, придающая повестям черты притчи.
Девочка Валя живет в Ольховке, а землей обетованной ей представляется Англия. Почему именно она? Потому что класс элитной гимназии, куда маме удалось устроить Валю, весной отправится туда на стажировку, а для Вали эта поездка под ба-а-льшим вопросом. Ведь на сумму, необходимую для поездки, ее семья (Валя + мама + младший братишка Толик + кот Коп) живет полгода. Так что Англия — это символ, фетиш. Вот вы меня с собой не берете, и не надо, я сама с вами не хочу. Вырасту, и уеду туда насовсем, так-то.
В каком направлении уезжать, Валя пока не решила. Может быть, это будет какая-нибудь теплая страна, где почти что и не требуется пресловутая одежка, по которой нужно ножки протягивать. Главное — прочь отсюда и забыть Ольховку, как страшный сон. Валин брат Миша, гордость ее гимназии, победил в олимпиаде и теперь в институте учится, в самой Москве, не где-нибудь. Он вырвался, и для Вали его пример определяет цель и дает надежду на ее осуществление.
А пока Вале всего-то тринадцать, но она в доме, считай, за старшую, потому что мама у нее до того на работе устает, что даже длинные фразы к вечеру уже с трудом произносит и с трудом понимает. Где Валин папа, причем здесь Алексей, человек божий, как Валя с мамой спасают Николашу и Сашку, куда и по чьей милости делся беленький пушистенький Коп, про это все в книге. Про то, как взрослеет Валя, про то, что неплохо бы в Англию, конечно, но не хочет она ради этого всех локтями расталкивать. А главное — про то, что дает ей силы, про ее доброту и милосердие, о которых она и не думает вовсе, просто так живет. Просто у нее в семье так принято, так научили: жить просто, мудро, с достоинством. Просто они все любят друг друга, жалеют и берегут. Потому и соседи говорят ее смертельно уставшей маме: «Везет тебе!». Потому классной руководительнице у них в доме больше всего нравится. Вот такой у Вали дом.
Преподаватель словесности Ольга Петровна рассуждает вместе с ребятами:
Кровь неотделима от нас. Пока человек жив, в нем течет его кровь. Так и кров неотделим. Нельзя порывать со своими родными местами, со своим кровом. Наши предки были мудры. Они понимали: сокровище там, где ваш дом.
А дом там, где ваши близкие, где вас ждут, где вам тепло, где тепло от вас. И Валя стремится не из дома, она мечтает создать дом, построить жизнь, в которой она всегда будет рядом с мамой, Мишей, Толиком и Копом и еще кем-то, может быть, похожим на Мухина. Чтоб хорошо было там, где мы есть.
Кроме повести «Уезжающие и остающиеся», которая дала название сборнику, в него входят еще две.
Повесть «Открытые окна» — это вроде «Дикой собаки Динго» эпохи интернета. В смысле, повесть о первой любви. Да и собака имеется. Правда, зовут Пальма. А если всерьез, аналогия пришла в голову по многим причинам. Во-первых, в книге есть поэзия и некая тоска по чему-то далекому, несбыточному. В «Открытых окнах» — это не далекая Австралия, а еще более далекий космос. Мальчик бредит планетами и созвездиями. Мальчик нашел сайт, на котором можно наблюдать жизнь орбитальной станции. И мечта его стала вдруг до того близкой! Ведь у него появился почти знакомый космонавт, почти друг, который, смотрит в камеру и улыбается, и машет рукой именно ему и только ему. А в реальности не очень легкая жизнь невзрослого еще человека с уже очень взрослыми заботами и почти взрослыми чувствами. Мальчик, благодаря своей одержимости мечтой, покоряет душу Лены, приехавшей из города. Как и в «Дикой собаке», отношения ребят складываются не очень просто, ведь маме девочки компания деревенского парнишки в подвязанных веревочкой сандалиях, кажется не слишком подходящей. Но и она, наконец, понимает подлинность чувств подростков. В Лене все настоящее. Мы уже привыкли к подменам, когда виртуальные друзья ближе реальных, а вот этот мальчишка со своими натруженными руками и такой уже умеющей трудиться душой, становится другом и в чем-то наставником брату Лены Косте, затянутому в компьютер «по самые ботинки». И, кажется, Костя, побывав в деревне, разом повзрослел и излечился от своей страсти, оценив прелесть и необходимость невыдуманной дружбы, такого живого и горячего дружеского объятия.
А уж маленькая повесть «Танец ветра сирокко» — это какая-то немыслимая эссенция любви невообразимой концентрации. Потребность в любви — вот что движет помыслами и действиями героев. Неважно, кто сделал надпись «Катя, я люблю тебя» на свежевыкрашенной металлической будке для хранения хозяйственного инвентаря. Неважно, кому она адресована. Этот ликующий вопль восторга вызвал такой отклик, такой импульс у всех вокруг, такие воспоминания, такие фантазии и надежды, что все и все преображаются. Будто зацвела корзина угольщика, как предрекала гриновская Ассоль. Прочь, правильные пропорции, прочь, правила и запреты! Ликуй, душа, пой, сердце. Нет старых и молодых, нет красивых и дурнушек, нет верзил и малявок. Любовь всем правит, любовь царит всюду!
И Катя Замятина из 7В заметила Мишу, маленького даже для своего пятого класса, но Художника, который избрал ее своей музой. И кто знает, может это судьба…
Марина Демичева, специально для Kidreader.ru
Комментарии
comments powered by Disqus