«Петя Мамин-Папин и все-все-все» — рецензия на книгу Ефима Чеповецкого «Непоседа, Мякиш и Нетак»

«Петя Мамин-Папин и все-все-все» — рецензия на книгу Ефима Чеповецкого «Непоседа, Мякиш и Нетак»

Каждый читатель, а также писатель, не говоря уж о репортерах и авторах обзоров на KidReader,  знает, что самое главное в книге – это вовсе не содержание, даже не оформление, а  яркий первый абзац. Даже первая фраза. Кто ж вторую-то читать будет, если первая окажется серой и сухой?! И Ефим Чеповецкий, автор «Непоседы…» это знал не хуже нас с вами и умел, как мало кто.

Первое же предложение в книге интригует. Автор сразу, с ходу приглашает нас к игре, и мы с готовностью откликаемся на его заманчивое предложение. Но к счастью, первым предложением дело не ограничивается. Практически каждую фразу хочется сразу перечитать, чтобы продлить удовольствие. И так на протяжении всей книги. Выдержала эта книга с 1959 г. до 2012 г. около 20 (!) изданий. Но, определенно, лучшим является издание 1970 года с иллюстрациями знаменитых и любимых А. Елисеева и М. Скобелева. И оно вернулось к нам, наконец, благодаря издательству РОСМЭН,  в рамках серии «Та самая книжка».

Серия эта неровная, в ней встречаются не только общепризнанные шедевры. Но «Непоседа, Мякиш и Нетак» — именно из них, из шедевров. Нет, не так. Перед вами книжка, которую, прочитав, полюбишь на всю жизнь, сколько бы лет тебе не было!

Эта книжка о ПРИКЛЮЧЕНИИ. На земле и в воздухе, на футбольном поле и на арене цирка, в трюме парусного фрегата и на магазинной полке, даже в сетях паука! Всего и не перечислить. В воображении писателю не откажешь.

Несмотря на то, что главные герои книги рождены фантазией автора, есть в ней и персонажи вполне узнаваемые. И находятся они в ситуациях, приближенных к реальным, то есть кое-где порой встречающихся. Взять хотя бы мальчика Петю, замученного «жестким постельным режимом, состоящим из четырех пуховых подушек и двух одеял верблюжьей шерсти». Словом, «сказка – ложь, да в ней намек».

Ну, дело ясное, ведь Ефим Чеповецкий  начинал как сатирик и эстрадный автор. Наверное, поэтому его книге свойственно выраженное игровое начало, энергичный, по-хорошему напористый стиль. Ни провисания, ни длиннот. События следуют нескончаемой чередой. На выдумку неожиданных ходов и парадоксальных, непредставимых ситуаций автор неистощим. При этом никакой скороговорки. Каждое предложение насыщено смыслом, информацией, но воспринимается очень легко, так как текст образен, эмоционально окрашен и частенько приглашающее-провокативен.  Читатель вовлекается в некий аттракцион обилием знакомых ассоциаций в непривычном, оригинальном применении. К примеру, всем известно выражение «без сучка, без задоринки». Так мы называем что-то, проходящее гладко, беспрепятственно. Поэтому даже не глядя на рисунки, легко себе представить образ мальчика Нетака, «состоящего из одних сучков и задоринок».

Автор невероятно изобретателен в выдумывании слов и словечек. Взять хотя бы диагноз, безапелляционно вынесенный Пете Мамину-Папину домработницей Дусей: «обыкновенный капризит, да еще и с вЫбрыками». Между прочим, знаете ли вы, как выглядят симптомы этого тяжелейшего заболевания?

Петя… упорно отказывался от сорок пятой ложки супа, от четвертой котлеты, от третей куриной ножки. А от манной каши, которую ему трижды в день подавала мама, он даже отбивался ногами.

Ничего не напоминает? Нет? Ну и хорошо, значит ваши дети, к счастью, с этим заболеванием незнакомы. И вам не понять Петину маму, которая пользуется, как правило, «усатыми словами». Что это за слова? Узнаете, не все сразу. Но колорит они придают этой многострадальной женщине неповторимый.

Вообще в образы героев, даже второстепенных, появляющихся на сцене всего один раз, автор вносит такие неповторимые штрихи, которые делают «выход» каждого героя сольным номером. При этом писатель активно использует абсурдистские, гротескные элементы, что придает книге совершенно неодолимое обаяние.  

Старая уборщица была женщиной строгой, дисциплину и порядок уважала больше всего. Никто из учеников не помнит, чтобы тетя Глаша скакала по партам или стреляла из рогатки, никто не видел у нее на лбу или под носом чернил.

Чеповецкий настолько ярко «рисует» своих героев словами, что читатель отчетливо «увидел» бы их, даже если бы в книге совсем не было рисунков. Но они ЕСТЬ! Художники по азарту и мастерству не уступают автору. Иллюстрации неподражаемых Елисеева и Скобелева, как всегда, обогащают книгу. Они остры и динамичны, изобретательны и, что радует, многочисленны.

И хотелось бы какую-нибудь каплю дегтя прибавить ко всему сказанному, исключительно для Нетака, но никак, честное слово. И я очень удивлюсь, если это кому-нибудь удастся.

Так что, вперед! Приключение начинается!

Марина Демичева, специально для Kidreader.ru

Иллюстрации

  • Непоседа, Мякиш и Нетак
  • Непоседа, Мякиш и Нетак
  • Непоседа, Мякиш и Нетак
  • Непоседа, Мякиш и Нетак
  • Непоседа, Мякиш и Нетак
Код для блога

Комментарии

comments powered by Disqus