Стефан Каста: «Мистер Лис и тайна мироздания»

Стефан Каста: «Мистер Лис и тайна мироздания»

Одним из гостей non/fictio№ 13 стал шведский журналист, режиссер и писатель Стефан Каста, русским читателям известны две его книги: детская «Какого цвета Мистер Лис» и подростковая «Притворяясь мертвым».

Обе книги Каста были отмечены серьезными премиями: за «Мистера Лиса» он получил почетный знак Эльзы Бесков, а за роман «Притворяясь мертвым» в 1999 году был удостоен Августовской премии, в 2000 – почетного знака Нильса Хольгерссона. Его книги переведены на французский, английский, немецкий, китайский, датский, норвежский, голландский, финский, исландский, польский, турецкий и многие другие языки.

– Вы известны как автор книг для детей и подростков. Какие начали писать раньше? И вообще, делите ли Вы для себя книги на детские и подростковые или для Вас существует только литература для юношества?

– Первая книга, которую я написал, была для подростков. Но и детской литературой я занимаюсь много лет, потому что с огромным уважением отношусь к книжке-картинке, она мне кажется более сложной, ведь к писателю такая книга предъявляет больше требований: нужно быть более сконцентрированным и собранным, выражаться точно и поэтично. Я за свою жизнь довольно много книжек-картинок написал. Но сейчас работаю над тем, чтобы стереть грань между детской и подростковой литературой. Мне бы хотелось, чтобы книжку-картинку можно было читать с 4 и до 80 лет. А подростковый роман – с 12 до 80. К тому же я не люблю, когда книжки печатают только для определенного возраста. И нужно сказать, сейчас в Швеции появляется все больше сочинений, не ограниченных возрастной планкой, очень многие взрослые с удовольствием читают такую литературу.

– То есть Вы тоже верите в термин «молодые взрослые» (калька с английского «young adults»), которым называют молодых людей, уже не являющихся подростками, но еще толком не повзрослевших?

– Да, конечно, я знаком с этим термином, и очень в него верю, но вместо того, чтобы писать только для «молодых взрослых», я бы хотел писать безвозрастные книги.

– В книге «Какого цвета Мистер Лис» меня смутил один момент. Мистер Лис начинает сомневаться в себе, когда ему говорят, будто у него серая шкурка и начинает верить в себя только тогда, когда дети замечают, какой он на самом деле красивый. То есть получается, ребенку всегда нужно прислушиваться к мнению окружающих?

– Нет, конечно. Просто Мистер Лис изначально в себе не уверен, и поэтому он думает, что недостаточно хорош. Не верит в себя и пытается измениться: красит шерстку черникой, вываливается в грязи, надевает шубку изо мха, но все это бессмысленно и не помогает ему. И только когда Мистер Лис слышит о том, что на самом деле красив, он обретает веру в себя.

– Ваша подростковая книга «Притворяясь мертвым» очень неоднозначная. Каков был Ваш главный «message»?

– Сложный вопрос. Мой роман о насилии. И на его страницах я пытаюсь размышлять о том, есть ли альтернатива жестокости, нужно ли отвечать насилием на насилие, мстить, давать отпор или есть другой путь, путь примирения. Сам я очень не люблю насилие. И мой ответ на этот вопрос: реакцией на жестокость могут быть только слова, но для того, чтобы тебя услышали и поняли правильно, нужно уметь говорить, а для этого необходимо читать много хорошей литературы.

– Какие книги Вы считаете формирующими личность?

– Мне кажется, не так важно, что ты читаешь в самом начале, важно вообще читать. И самое главное, найти в огромном море литературы книги для себя, те, которые тебе понравятся и ответят твоим чувствам. А уже потом, когда человек прочтет довольно много, у него начнет складываться литературный вкус, он научится слышать голоса. И понимать, что каждая книга – живой голос, который говорит с тобой.

– Какие книги повлияли на Вас?

– Когда я был маленьким, то читал очень много приключенческих, развлекательных книг. Потом я увлекся серьезной художественной литературой. Один из моих любимых шведских писателей – Ёран Тунстрём. К тому же я люблю поэзию. Но читая стихи, часто думаю о том, что понимаю текст не до конца, и лишь спустя время, прожив со стихотворными строчками в голове несколько лет, я вдруг прихожу к осознанию того, что написано. Другой писатель, который для меня очень важен, – это поэт и прозаик Харри Мартинсон.

– В «Притворяясь мертвым», как мне показалось, есть момент грандиозного разлома в жизни подростка. И у меня возник вопрос, неужели взросление ребенка не может происходить гармонично? Без слома?

– Я думаю, такое тоже случается, но люди никогда не взрослеют без вопросов. И это очень сложно, ведь детство – самая великая пора жизни, однако, пока ребенок растет, он задает самые разные вопросы и ближе всего находится к истинам.

– Но современная шведская, да и скандинавская литература в целом, уже на все детские вопросы ответила, превратив подростковую литературу в некий справочник проблем. Не слишком ли это скучно?

– Думаю, я в два раза старше Вас, и для меня с каждым годом вопросов становится все больше и больше, а жизнь делается только загадочней. Ведь само наше существование на земле – тайна. И попытаться приблизиться к ответам есть самое интересное. А книги только направляют…

Беседовала Алена Бондарева, источник: журнал Читаем Вместе

 

Код для блога

Комментарии

comments powered by Disqus