Непростая сказка — рецензия на книгу Джорджа Макдональда «Мальчик дня и девочка ночи»

Непростая сказка — рецензия на книгу Джорджа Макдональда «Мальчик дня и девочка ночи»

Издательство «Никея» выпустило книгу отца-основателя жанра фэнтези Джорджа Макдональда «Мальчик дня и девочка ночи. Повесть о Фотогене и Никтерис». Истории о любви и борьбе добра со злом вечны. Они не устаревают, когда бы ни были написаны. Вот и эта английская сказка, написанная в середине девятнадцатого века, не перестает быть интересной и сейчас.

Первая версия этой повести появилась в 1879 году в американском детском журнале «Harper's Young People» и печаталась из номера в номер до января 1880 года. Книжная публикация случилась два года спустя — в 1882 году.

Кажется, что все в книге «Мальчик дня и девочка ночи» собрано так, чтобы получилась хорошо знакомая нам сказка. Есть злая ведьма, есть прекрасная девушка, есть отважный герой, который спасет ее, и будут они жить долго и счастливо. Но внимательный читатель заметит — все не так просто, как кажется.

В основе любой сказки лежит конфликт — это давно и каждому известно. Должно быть абсолютное зло, которое смелый и отважный герой побеждает. В этой сказке зло тоже есть. Ведьма Вато, которая обманом заполучает себе двоих детей — Фотогена и Никтерис. Но является ли она злом абсолютным — стоит подумать?

Авторская сказка отличается от народной тем, что писатель волен, не следуя заданному шаблону, играть с персонажами. Наделять их теми чертами, которые они не получили бы никогда в сказке народной. Ведьма Вато отличается от своих «народных» товарок тем, что пленяет Фотогена и Никтерис не просто из вредности характера и не от того, что она просто злая ведьма и ей положено воровать детей. Вато — исследователь. Она ставит эксперимент. Именно жажда все узнать толкает ее на этот поступок. И она, как истинный ученый проводит исследование.

Она воспитывает Фотогена смелым, сильным и образованным юношей. Она дает ему все, за исключением знания о ночи и тьме. Пока мальчик растет, она настойчиво укладывает его спать до захода солнца. А когда Фотоген становится юношей, строго-настрого запрещает ему покидать стены замка после того, как солнце коснется горизонта.

Только одного не учитывает Вато — невинность и чувствительность должны сопровождать знание. (Говорю же, сказка не простая, как в прочем и вся викторианская литература). Видимо, отсылая искушенных читателей к философии Джона Локка и его tabula rasa («чистая доска»), Джордж Макдональд рисует нам образ Никтерис, девушки, выросшей в подземелье.

Там единственным источником света для нее был светильник, развлечением — занятия музыкой, а способом познания мира — детские книги, которые тайком приносила ей служанка ведьмы.

Но именно Никтерис оказывается смелее, умнее и отважнее Фотогена, в котором Ватто воспитывала эти самые качества. Даже не смотря на то, что Никтерис находится в заточении. И, в отличие от Фотогена, не может покидать своего жилища, она совсем не выглядит пленницей. Она не томится в полутьме, потому что привыкла так жить. Но когда ее светильник падает и разбивается, девушка отправляется на поиски нового. Никтерис не пугает луна. Пользуясь своей собственной, романтической логикой она принимает ее за отца всех светильников. И даже солнце, которого она никогда не видела, не пугает, а лишь ослепляет девушку, не привыкшую к такому яркому свету.

Фотоген же, оказавшись в ночи, встретившись с неизвестным, в ужасе бросается бежать, а после и вовсе лишается чувств.

Джордж Макдональд хитро подмигивает нам со страниц своей книги. Кажется, очень легко попасться на его удочку, восхититься прекрасной Никтерис, о которой Фотоген сказал: «Ты словно живой щит, оберегающий мое сердце. Когда ты со мной, мне совсем не страшно». Интересно-то как получается — сильный, ловкий образованный юноша дрожит как осиновый лист, а хрупкая девица, которая всю жизнь в темнице просидела и научилась тонко чувствовать — ничего не боится. Даешь романтические идеалы и чувственное познание мира! Но это было бы слишком простым, однобоким решением.
Герои Макдональда, несмотря на всю свою разность и непохожесть, — мальчик дня и девочка ночи — идеально дополняют друг друга.

«А есть ли на свете два человека, которые не могут жить друг без друга, то это мы с Никтерис, — говорит в последней главе Фотоген. — Она должна учить меня не терять мужества в темноте, а я — заботиться о ней, пока она не сможет выносить свет солнца…». Этими словами подводится итог сказки. Если угодно — тут-то и скрывается мораль.

Все заканчивается хорошо. Вместе Фотоген и Никтерис побеждают Вато, и обретают свободу и друг друга. А потом даже получают в подарок от короля замок поверженной колдуньи.

Книга рекомендована для чтения детьми от девяти лет. Хотя, мне кажется, читать ее можно и раньше. Ребенок ведь и в девять лет не уловит всех культурных отсылок, которых в сказке очень много. А вот простой сказочный сюжет занимает уже и старших дошкольников. Издательство «Никея» гарантирует «семь вечеров чтения вслух». Так пускай оно станет увлекательным для всей семьи: взрослым будет, о чем подумать, а ребенок познакомится с новой чудесной историей.

Ирина Лисова, специально для KidReader.ru

Иллюстрации

  • Мальчик дня и Девочка ночи
  • Мальчик дня и Девочка ночи
  • Мальчик дня и Девочка ночи
  • Мальчик дня и Девочка ночи
  • Мальчик дня и Девочка ночи
Код для блога

Комментарии

comments powered by Disqus