Привет с планеты детства − рецензия на книги Елены Ракитиной «Если б у меня была своя планета» и «Большое путешествие домой»

Привет с планеты детства − рецензия на книги Елены Ракитиной «Если б у меня была своя планета» и «Большое путешествие домой»

Мальчишкам и девчонками младшего школьного возраста всегда интересно читать веселые рассказы о своих сверстниках. Но кто еще, кроме классиков Н. Носова, В. Драгунского, пишет такие рассказы? Что предложить ребенку для внеклассного чтения?

В издательстве «Речь» вышли две книги лауреата Международной детской литературной премии им. В. П. Крапивина − Елены Ракитиной. Именно за рассказы про неунывающих второклассников Мишку Черкашкина и Егорку Синицына автор получила эту премию в 2009 году. С тех пор в насыщенной жизни полюбившихся читателям мальчишек произошли новые интересные события. Поэтому сборники «Если б у меня была своя планета» и «Большое путешествие домой» включают в себя не только старые рассказы, но и новые истории.

В далеком 1961 году Виктор Драгунский начинал цикл своих знаменитых рассказов с перечисления «Что я люблю», «И чего не люблю» Дениски Короблева. Это были киты, на которых стоял мир ребенка того времени. Елена Ракитина в первом рассказе («Если б у меня была своя планета») из цикла про Мишку и Егорку тоже пытается понять, что сегодняшний ребенок принимает в свой мир, а что брать туда не хочет. Мишка Черкашкин, прочитав с мамой «Маленького принца» фантазирует и мечтает:

На моей планете никто не выбросит мешок морских камешков. Не скажет: «Зачем тебе эти булыжники? Ты б еще кирпичи в дом приволок!» А я их может всю жизнь собирал для аквариума! И это ничего, что у меня его нет. Я клал камни в ванну и поливал водой, чтоб она становилась чуть-чуть морской. И вода потом пахнула морем! Даже зимой! Но мне говорили: «Глупости! Так не бывает!». На моей планете детям вообще не будут говорить таких слов.

Мишкин мир предельно конкретен и материален, начиная с только положительных оценок в школе, заканчивая повсеместным внедрением качелей, батутов и прыгалок. И, конечно, известная детская мечта − всем мороженого. Но тут же возникает расчетливое:

Думаете, все бы объелись и заболели? Как бы не так! Когда каждый день можно есть сколько хочешь, много почему-то не съедается.

Именно этой расчетливостью отличаются герои Ракитиной от героя того же Драгунского, как, наверное, отличаются современные дети от тех, какими были их родители, бабушки и дедушки.

В остальном же дети во все времена остаются детьми. Мишка с Егоркой находят котенка, дрессируют черепаху, разгадывают трудную задачу, преследуют таинственного похитителя и даже отправляются в путешествие, пусть и на трамвае. Сюжет может быть любым. Но доверительность интонаций, сочетание смешного и щемящего, а подчас и светлая печаль, рождающаяся из подтекста, роднят рассказы Ракитиной с циклом «Денискиных рассказов».

Герои рассказов Елены Ракитиной стремятся познать мир во всей его широте и многообразии, размышляют над серьезными вопросами, на которые подчас тяжело ответить даже взрослым. Верность и предательство, умение придти на помощь, умение понять и простить так же ценны в детском мире нашего времени, как и в мире детства уже минувшего.

О связи поколений вместе со своими маленькими героями Елена Ракитина размышляет в рассказе «Сокровища моей бабушки». И пусть повод опять рациональный − старые вещи. Но именно это рациональное рождает эмоцию. Сначала любопытство, затем удивление, а после живой интерес и даже желание обладать значимой для истории семьи вещью (старым телефоном по которому дедушка признавался в любви бабушке), но именно через это желание приходит к Мишке понимание «старые вещи − между прочим, память».

Главный герой Мишка, от лица которого всегда ведется повествование, пытается понять мир взрослых и даже жалеет их:

На работе у них куча этой самой работы, от которой они устают и еле добредают домой. А дома снова дела и заботы! Бедные-бедные мои мама и папа! Как это я раньше не задумывался об их горемычной судьбе? Я бы им больше помогал и чаще радовал… (рассказ «Как мы путешествовали»).

А порой герои и сами начинают вести себя как взрослые: зарабатывают деньги на проезд, наводят справки про генерала («Разрешите познакомиться»), подарок для мамы выбирают с особой тщательностью − не просто рисунок или поделка, а цветок в горшке и диплом («Подарок для мамы»). Мишка учит лучшего друга аккуратно выводить в тетради буквы («Работа над ошибками») и даже ищет отца для него («Папа для Егорки»).

В прозе Ракитиной мир взрослых и мир детей − сообщающиеся сосуды. Они взаимодействуют друг с другом, причем, то по правилам детского мира, то по правилам мира взрослых. Главное, что и тем и другим так жить тепло, уютно и весело. Никто по-настоящему друг на друга не сердится. И даже строгая Мишкина мама оказывается хоть и строгой, но вполне справедливой.

Чудесно, что по этой светлой детской планете мы путешествуем с иллюстрациями Ольги Граблевской − петербургской художницы, ставшей полноценным соавтором Елены Ракитиной. Легкие карандашные рисунки сопровождают рассказы на каждой странице. И это не просто картинка к тексту. Это свое прочтение, рассказ о рассказе, зачастую со своим собственным юмором. Автор и художник словно перешучиваются, перемигиваются друг с другом. Читателю же остается с удовольствием наблюдать этот чудесный диалог, путешествуя по планете современного детства.

Ирина Лисова, специально для KidReader.ru

Иллюстрации

  • Если б у меня была своя планета
  • Если б у меня была своя планета
Код для блога

Комментарии

comments powered by Disqus