Государство, которое есть на карте — рецензия на книгу Л. Пантелеева и Г. Белых «Республика ШКИД»

Государство, которое есть на карте — рецензия на книгу Л. Пантелеева и Г. Белых «Республика ШКИД»

Количество экзотических государств, созданных писательским воображением, не поддается подсчету. Мало найдется читателей, никогда не слышавших о Швамбрании, не плутавших в дебрях Карликании и Аль-Джебры, не грезивших Землей Санникова… В отличие от этих стран, Республика ШКИД на карте есть. И не только на карте. Любой желающий может пройти по Старо-Петергофскому проспекту и увидеть те самые окна, из которых свешивались неугомонные шкидцы. Или тот подъезд, откуда обитатели Республики совершали вылазки на прогулку на Канонерский остров, к шефам в торговый порт. Здание школы имени Ф.М.Достоевского существует до сих пор. Но многие ли знают этот адрес? Люди живут на соседней улице и не подозревают, что по тем же тротуарам бегали бывшие беспризорники, которых осиротила страшная российская усобица и взяла под крыло, спасла эта самая школа и ее директор, нареченный шкидской коллективной фантазией Викниксором.

Для наших детей гражданская война в России и гражданская война между северными и южными штатами в США постепенно становятся одинаково далекими и трудно представимыми.  Поэтому все более важными для сегодняшнего читателя являются любые артефакты, возрастает роль документа. Именно этим  соображением руководствовались издатели, создавая эту необычную, яркую книгу, в которой проиллюстрирован не только текст, а, кажется, само время. Книгу впервые сопровождают фотографии здания «петроградского отдела народно-индивидуального воспитания имени Достоевского для трудновоспитуемых» и директоры ШКИДы Виктора Николаевича Сороки-Росинского. На многочисленных цветных вкладках воспроизведены  плакаты 1920-х годов, архивные фотографии пионеров и «детей улицы».

Книга снабжена иллюстрациями из первого издания работы Николая Андреевича Тырсы, другими рисунками  из тогдашней периодической печати. После основного корпуса текста издатели поместили выразительно иллюстрированный «Шкидский словарь» и интереснейшие комментарии, которые существенно дополнят наш словарный запас и помогут окунуться в повествование с пониманием всех оттенков эмоций героев книги. Благодаря всем этим находкам время будто оживает в этом уникальном издании.

Оцените!

Эх, мать честная, — вздохнул Янкель, — так бы и поскакал через прерию с баден-паулькой на затылке и с маузером в руках.

Читаем в разделе «Предметы быта, упомянутые в повести»:

БАДЕН-ПАУЛЬКА – широкополая шляпа, скаутов, названная по имени основателя скаутского движения Роберта Баден-Пауэлла (1857–1941).

ШКИД был настоящим Ноевым ковчегом, путь сюда был у всех своим, пришли ребята с разным жизненным опытом, но у всех он был достаточно печальным.

Много подростков за время революции и гражданской войны растеряли своих родителей и сменили семью на улицу, а школу на воровство, готовясь в будущем сделаться налетчиками.

Школа могла превратиться в колонию, а стала, практически, Лицеем. Молодую кипучую энергию ребят, привыкших выплескивать ее в «бузу» (см. Шкидский словарь), Викниксор и другие педагоги-подвижники сумели направить в русло творчества, самореализации. Так и родилась эта республика со своим самодельным гербом, своим гимном, своими печатными органами.

В четвертом отделении в то время выходило четыре печатных органа: журналы «Вперед», «Вестник техники», «Зеркало» и газета «Будни».

Так началась эта игра, скрасившая нелегкий послевоенный голодный быт. Принимала она самые разные формы, вплоть до постановки пьес классического репертуара. Результатом такой увлекательной совместной работы, для которой воспитательница, выступившая в роли режиссера, не жалела ни сил, ни времени, отдаваясь целиком новой для ребят затее, явился не только спектакль, ставший их общим триумфом, но и это безыскусное свидетельство любви учеников, прозвучавшее со сцены в день премьеры и начинавшееся словами:

Окончивши наш грандиозный спектакль,
Дадим ему новый на смену.
В нем чествуем Мирру Борисовну Штак,
Создавшую шкидскую сцену.

Играя, сближаясь, ощущая каждодневно бескорыстную любовь и самоотверженность своих наставников, ребята взрослели и уходили в самостоятельную жизнь с благодарной памятью о ШКИДе. А становились взрослыми тогда быстро. Когда двое воспитанников школы, Белых и Пантелеев, создали вот эту хронику школы, им было по 17–19 лет.

Почти сразу, в 1927 году, она была напечатана. И по сей день книга остается одной из самых интересных, любимых, нестареющих во всей нашей литературе. И ценность ее, кроме увлекательности, яркости, искренности, вот в этой документальности, которую изобретательно, азартно и умело обыграли издатели.

Поздравляю тех, кто будет читать «Республику ШКИД» именно в этом издании и вместе с ее персонажами проживать будни и праздники шкидцев. Желаю сегодняшним детям тоже встретить на пути настоящего Учителя и не пропустить очень важных уроков в своей жизни, так же найти себя, как смогли это сделать граждане Республики ШКИД, ставшие достойными гражданами своей страны. И эта книга – один из таких уроков.

Марина Демичева, специально для Kidreader.ru

Иллюстрации

  • Республика ШКИД
  • Республика ШКИД
  • Республика ШКИД
  • Республика ШКИД
  • Республика ШКИД
Код для блога

Комментарии

comments powered by Disqus