Два волшебника под одной обложкой — рецензия на книгу Игоря Шевчука и Саши Ивойловой «На краю детства»

Два волшебника под одной обложкой — рецензия на книгу Игоря Шевчука и Саши Ивойловой «На краю детства»

Если ты волшебник, то можешь преобразить все, к чему прикоснешься. Преображается даже то, на что просто падает твой взгляд. Неодушевленному волшебник дарит душу, немое с его помощью обретает голос. А что произойдет, если взгляд волшебника вдруг упадет на чужое волшебство?! Тогда рождается чудо из чудес. Таким чудом стала вот эта книжка, книжка-встреча.

Не впервые в детской литературе стихи возникают под воздействием изобразительного искусства. «Любите живопись, поэты…» Но Игорь Шевчук не просто полюбил работы Саши Ивойловой, увиденные им на выставке. Он влюбился в них со всей пылкостью настоящего поэта. Та чуткость мысли на грани прозрения, что отличает стихи Шевчука, заставляет вспомнить импровизатора из «Египетских ночей»:

Чужая мысль чуть коснулась Вашего слуха и уже стала Вашею собственностию, как будто Вы с нею носились, лелеяли, развивали ее беспрестанно.

Не случайно возникла в памяти именно пушкинская строка. Потому что стихи Шевчука не только переполнены образами, их отличает подлинная культура. Стихи из этой книги — продолжение чистой, славной отечественной поэтической традиции, чуждой пошлости, натужной игривости, «завлекательности». Они адресованы тем, кто обращается к книге не затем только, чтоб получить удовольствие, а еще и чтобы совершить открытие. Пусть маленькое, в соответствии с возрастом.

Игорь Шевчук пишет много и разнообразно. Он умеет играть со словом, привлечь читателя живостью, непредсказуемостью, подсмотреть и нарисовать яркую сценку, даже создать целую галерею персонажей. К примеру, он — один из авторов проекта «Смешарики».

Но в этой книге он имеет дело не с реальностью и не с игровой стихией, а со сказкой и с мечтой. И интонация его здесь иная. Здесь он нежный, задумчивый, словно боится неосторожным прикосновением, громким звуком нарушить очарование мира, придуманного Сашей Ивойловой.

Никогда не дергай резко
Занавеску на окне!
Может, эта занавеска
Видит дальнее во сне?

Поэт зачарован увиденным, приоткрывшимся за занавесом, что распахнул перед ним художник:

За грушевой горой
На яблочной поляне
Все сбудется точь-в-точь,
Что виделось во сне —
Ненастною порой
Здесь солнышко проглянет.
Здесь дружат день и ночь,
И сказки служат мне.

Зачарован этим миром будет и читатель.

Рассматривать иллюстрации в книге можно бесконечно. Богатство эмоций и ассоциаций, которые дарит Саша Ивойлова, неисчерпаемо. Изумляет ее фантазия, немыслимым образом соединяющая в пространстве листа в одно громадное, необъятное целое небо и землю, ночь и день, прошлое и будущее, макро- и микромиры . Пространства прорастают друг в друга, их обитатели бродят по своим замысловатым траекториям, не считаясь с силами тяготения. Они тяготеют только друг к другу и потому неизбежно встретятся после долгих раздумчивых блужданий.

Буквально в каждой детали картины вплетена, спрятана, зашифрована строка, а то и целая история. Но, несмотря на эту тайну, на эти шифры, иллюстрации понятны ребенку, а с течением времени он будет открывать в них новые смыслы. Чарующие картины Саши Ивойловой годятся и «на сейчас», и «на вырост». В них:

…Маленькая девочка вглядывается в наступающие сумерки, присев на краешке месяца, как на краешке детства…

…Бесконечные и извилистые дороги, как ленты Мебиуса, расходятся в разные стороны, чтоб привести в одну точку, точку встречи...

…Человеческие и звериные детеныши запросто болтают на одном, ведомом только им языке…

Описать словами ее картины невозможно. Но стихи — это не обычные слова. И поэту удалось как никому другому описать чувства, которые родились у него, благодаря картинам Саши. Поэтому встреча эта была счастливой и для поэта, и для художника. А когда они договорились продолжить общение под одной книжной обложкой, это стало счастливым событием и для нас.

Там,
       за облаками,
Мы не столкнемся боками!
Там —
       за облаками –
Места нам хватит всем!

Легко и привычно заходит автор в сказку, словно в давно обжитой дом.

Вон мак в окне –
            как марка на конверте.
Он мне знаком.
            Вхожу я, осмелев, –
Там у камина Кай прижался к Герде
И не боится Снежных Королев.

Наверное, для поэта самое любимое стихотворение в книжке то, которое, в итоге, дает ей название. Итак, «На краю детства».

Где мостки над речкой повисли скрипуче-шатко,
Там, на самой границе –
            границе ночи и дня –
Жила-была небольшая пятнистая лошадка,
Которую никто не видел,
             кроме меня.

Стихи эти о той земле обетованной, где все слышат и понимают друг друга. Жаль только, что страну эту всем рано или поздно суждено покинуть. Хорошо, что взамен остается не только грусть расставания. Остается благодарная память детству, сказке и уверенность, что все это с нами на всю жизнь. И в этой памяти, этой уверенности всегда можно почерпнуть силы.  

Марина Демичева, специально для Kidreader.ru

Иллюстрации

  • На краю детства
  • На краю детства
  • На краю детства
  • На краю детства
  • На краю детства
Код для блога

Комментарии

comments powered by Disqus