Смотрите, кто пришел! — рецензия на книгу Сергея Переляева «Индийское кино»

Смотрите, кто пришел! — рецензия на книгу Сергея Переляева «Индийское кино»

Если предисловие к этой книжке прочесть, а не пропустить, как многие делают, то покажется, будто появился у нас новый ВПЗР. Кто не помнит, ВПЗР означает Великий Писатель Земли Русской, а кого так называли, я и напоминать не буду.

Думаю, что Сергей Переляев к этому немного пафосному предисловию отнесся с юмором. Уверена даже, потому что с чувством юмора у него все в порядке. С тем самым редким и ценным умением и над собой пошутить, и заметить забавное, не пропустить искры смешного в самом обычном, мимо чего другой пройдет, глазом не моргнув. А Сергей еще как моргает иногда, смахивая нежданную слезу. Потому что ему подвластны жанры не только юмора и иронии, но и трагикомедии и мелодрамы. Недаром он признается в любви к индийскому кино, сентиментальному и наивному.

Эти чувствительность и простодушие куда-то исчезли из нашей жизни, затаились до времени. Их катастрофически не хватает, не хватает искренности, не хватает любви и благодарности. А у Сергея Переляева всего этого с избытком. Он очень любит маму и бабушку, в чем открыто признался в своих посвящениях. Он любит и других своих родственников, а также соседей по даче и соседей по подъезду. Любит дворы своего детства, тепло вспоминает их обитателей, даже не очень законопослушных. Любит даже бензозаправку — место своих свиданий с первыми красавицами средней группы детского сада.

Всех их Сергей перенес на страницы своей книги. В его рассказах поместилось огромное количество людей и событий. Иные герои, вроде двоюродного брата  Владика, подолгу не сходят со страниц. Другие, типа Риммы Сергеевны, Капитана Корабля в Океане Знаний, лишь на минутку появляются.

Некоторые и вовсе в книгу едва заглянули. Мы, например, никогда не узнаем, чем же так полюбился автору хороший парень Леша Распопов, но Сергей упоминает о нем неоднократно с таким уважением, что мы верим: есть за что. И вот что удивительно: мы запоминаем их всех прочно. И не только на время прочтения книги. Автор, вроде бы, мимоходом, одним росчерком, но исключительно умело наделяет своих персонажей какой-нибудь характерной и яркой чертой. И как, по-вашему, можно умудриться не запомнить «громоздкого и несуразного» Вовца, использующего «вместо шнурков какую-то синюю проволоку»?! Или тетю Аню Шепилову, «упрямую, как чугун».

Изобразить чей-то незабываемый портрет автору легко. Потому что Сергей к людям (и вообще ко всему вокруг) относится с любопытством и нескрываемой симпатией. С самого раннего детства, которое он прекрасно помнит лет с трех, Сергея интересовали самые разные вещи:

— А что это значит: борюсь с ветряной мельницей? И кем был Дон Кихот? И не то же ли это самое, что Тихий Дон? — вот сколько всего меня интересовало.

Пытливый ум, решительность, энергия и изобретательность Сергея заставляют его

— вдохновенно «заряжать», по примеру Алана Чумака, кремы и воду, заблаговременно принесенные одноклассниками;
— рисовать «индийские» фильмы на рулонной бумаге для заклеивания окон;
— печатать фотографии в противогазе;

— писать наперегонки с братом книги: от трехтомника «Иван — внук охотника» до «Белорусских народных сказок».

Это-то занятие, видно, и увело автора от детского намерения стать к тридцати годам начальником к решению посвятить себя литературе.

И вот отдельные публикации собраны, наконец, в книгу.

Сергей клянется-божится, что почти ничего в своей книжке не придумал, а только все «списал» и «срисовал» с реальных людей и подлинных ситуаций. Но есть в его интонации что-то, присущее доброму сказочнику. Видимо, это почувствовала и Екатерина Голованова, очень тонко передавшая в иллюстрациях весело-иронично-грустновато-ностальгическое настроение книги. Иначе откуда бы взялось Дерево Детства?

Неспроста  раскинуло здесь ветви это могучее древо, очень напоминающее дуб с Лукоморья. Вместо русалки свесила ноги с ветвей темноволосая зеленоглазая краса двора, вечная греза пятилетнего Сергея — Вероника. Чуть выше примостился на коленях у четырехлетнего Сережи кот ученый, не оценивший подвига самоотречения будущего автора «Индийского кино». За толстую ветку засунута шапочка, хоть и не красная, а у корней сиротливо жмутся башмачки, пусть и не хрустальные.

Если уж Пушкин с его «дубом зеленым» вспомнился, то уместно будет упомянуть, что любви к Сергею Переляеву будут, пожалуй, «все возрасты покорны». Книга вышла в серии «Для тех, кому за 10». Именно в этом возрасте вспоминают чуть свысока свою первую любовь, случившуюся лет в пять, как у Сергея. Те, кто постарше, развспоминаются о том же самом с нескрываемым удовольствием. Это удовольствие, иногда сопровождаемое улыбкой, иногда — легкой грустью, не покинет читателя книги от первой страницы до последней. А кто-то, закрыв ее, может быть, осмелится позвонить любимой девочке или наберет номер любимой бабушки. И правильно, потому что вас там тоже любят и ждут.

Марина Демичева, специально для Kidreader.ru

Иллюстрации

  • Индийское кино
  • Индийское кино
  • Индийское кино
  • Индийское кино
  • Индийское кино
Код для блога

Комментарии

comments powered by Disqus