Психолог, директор Центра психологического сопровождения образования Марина Битянова прочитала серию книг «Cделать счастливыми наших детей».
Я никогда специально не задумывалась о том, как должна выглядеть книжка о детях для родителей. Но почему-то точно знаю: именно эти книги сделаны верно — правильный цвет, шрифт, размер. А самое главное — интонация. Такая особенная интонация в разговоре о детях — без нарочитой умильности, но с большим уважением. В этих книжечках есть вкус: хорошая бумага, много «воздуха» на страницах. В них есть мысль, и не банальная. Казалось бы, ну что такого можно написать о детях, что было бы неизвестно? А выясняется — можно. А еще становится ясно, что в разговорах о детях тон и стиль не менее важны, чем содержание. И если вести эти разговоры живо, ясно, не назидательно, но познавательно, честно и деликатно, то получается по делу.
Больше всего из книжек мне понравилась та, что про самых меленьких. Она о том, о чем родители задумываются реже всего — о внутреннем мире тех, кому три, четыре или пять лет. И написана так, что читаешь — и испытываешь чувство благодарности от себя, пятилетней, к умным, проницательным и деликатным взрослым. Книжка про младших школьников получилась другой. Она больше про трудности. И про то, как помочь.
Мне показалось, что внутренний мир человека 7–10 лет остался за завесой проблем адаптации, борьбой с компьютером и ТВ… Немного жаль, поскольку я точно знаю: мои лучшие сны — отражения мечтаний восьмилетней девочки 70-х годов. Зато в книжке очень много полезных сведений и нужных рекомендаций.
Книжка про подростков — тоже особенная. По сути она — и не совсем про подростков. Она про то, как сложно быть их родителями. Читая ее, тоже сочувствуешь — мамам и папам с их непростыми переживаниями. Наверное, это правильно. Чтобы понять подростка, взрослому необходимо сначала понять себя, актуализировать в себе все самое важное и человечное. И вот так, в самом своем человечном качестве, разворачиваться лицом к своим сыновьям и дочерям «трудного» возраста. А вообще идея, живущая во всех трех книжках, достаточно проста. Она — про счастье. Вернее, про то, что осчастливить ребенка нельзя, можно только помочь ему научиться быть счастливым. Именно в этой помощи и заключается бесконечно непростая родительская задача. Еще эти книжки про то, что счастье не может быть всегда. По крайней мере – в жизни нормального, здорового, развивающегося ребенка. Вечное счастье — это даже не по-человечески. И не нужно пытаться такое иллюзорное счастье для ребенка придумать. Самое важное и самое прекрасное мы не можем сделать за него.
Опубликовано в журнале PSYCHOLOGIES №72
Комментарии
comments powered by Disqus