История про обыкновенное чудо — рецензия на книгу А.Куприна «Слон» с иллюстрациями Г.Спирина

История про обыкновенное чудо — рецензия на книгу А.Куприна «Слон» с иллюстрациями Г.Спирина

Перед нами книга, напоминающая старинную шкатулку, из которой мы достаем одну за другой винтажные открытки с посланиями, вырезки из старых газет и разные детали быта. В «Слоне» мы погружаемся в историю, рассказанную Александром Куприным и проиллюстрированную всемирно известного художником Геннадием Спириным.

При имени Куприна сразу же вспоминаются повести о неразделенной любви и трудных судьбах: «Гранатовый браслет», «Олеся», «Поединок». Но вместе с тем писатель очень любил писать о животных. Их присутствие побуждает нас быть милосерднее, добрее и живее. В рассказе для детей «Слон» больную девочку Надю вернул к жизни большой, добрый, морщинистый великан.

Девочка Надя болеет, и жизнь угасает в ней: ни аппетита, ни сил, ни желаний – полная апатия. Доктор говорит родителям, что единственное средство вылечить ее – развеселить.

И вот однажды сон о слоне пробуждает в Наде тень интереса к жизни. У нее появляется мечта – увидеть слона, и не игрушечного, не нарисованного, а живого.

Милая моя девочка, я рад все для тебя сделать, но этого я не могу. Ведь это все равно, как если бы ты вдруг мне сказала: папа, достань мне с неба солнце.

Отец ходит из угла в угол, пытаясь придумать, что же делать. Внезапно идея осенила его, он решительно направился поговорить с директором цирка, где выступали слоны, и упросить его на один день привести слона домой к дочери.

Удивительная доброта объединяет людей в этой истории Куприна. Девочка больна, но изо всех сил старается не расстраивать родителей. Отец делает все возможное и невозможное, чтобы порадовать дочь. Хозяин зверинца, где живет слон, идет им навстречу и разрешает привести того к девочке в дом.

В полном соответствии с реалистичной манерой писателя изобразил Геннадий Спирин слона. Реалистичные, трогательные, детально прорисованные иллюстрации во всем созвучны тексту. На нас с книжных страниц смотрит действительно не нарисованный, а самый настоящий слон, как и просила девочка Надя. «Уши большие, как лопухи, и висят вниз. Глаза совсем крошечные, но умные и добрые».

Слон пожал девочке руку при встрече и очень обрадовался сладким булкам, которыми его угощали. Девочка пьет чай, а слон Томми сахарную воду. Надя знакомит его со своими куклами, беседует с ним, а потом так и засыпает рядом. Ей снится сон, будто «женилась на Томми, и у них много детей, маленьких, веселых слоняток». Слона уводят утром к себе в зверинец, а девочка просыпается бодрая. Счастливая, она просит передать Томми, что уже совсем здорова.

Вот такое обыкновенное чудо описал Куприн, которое могло произойти в жизни каждого, и причина тому – доброта. Современники называли Куприна «писателем без выдумки», ведь он практически не отходил от реальности, а порой даже перенасыщал текст натуралистическими подробностями. Для писателя чудо – это способность не сломаться ни перед болезнью, ни перед другими трудностями и сохранить в себе все лучшее, доброе, искреннее. Как известно, художник отражает в произведении самого себя. В жизни писателя присутствовала жажда приключений, познания себя, постоянная борьба с внешними обстоятельствами и внутренними ограничениями, поэтому и темы для рассказов Куприн черпал не в сказках и легендах, а в реальной жизни.

Иллюстрации в рассказе «Слон» – сдержанные по цвету, в коричневой гамме, почти монохромные, будто покрытые лаком, пожелтевшим от времени в начале книги и все более яркие, освещенные солнцем по мере возвращения к девочке Наде жизненных сил.

Произведением «Слон» Александра Куприна издательство «Рипол» открывает авторскую серию иллюстратора Геннадия Спирина, в которую войдут как не изданные ранее, так и его знаменитые хиты.

Художник уже много лет проживает в США, однако его творческий путь начался в Москве в 1979 году, когда он начал работать художником-иллюстратором. Его акварельные работы для детских книг получили множество наград, и он является одним из лучших признанных во всем мире художников-иллюстраторов.

Геннадий Спирин в своем творчестве использует прием стилизации иллюстраций под полотна старинных мастеров эпохи Ренессанса. Этот ход завораживает, будто сам Брейгель, Ботиччели, Рафаэль, Тициан продолжают создавать для нас свои полотна. Рисунки в детской книге становятся не просто картинками к тексту, а копилкой шедевров, иллюстрирующих историю.

В данной книге приведены исторические справки о быте того времени, о проделках слонов, о здании цирка, о популярных тогда игрушках. Все это тоже усиливает ощущение старины и реальность истории, которую рассказал автор. Куприну свойственна неспешная беседа с читателем, четкая простая сюжетная линия и детализированное изображение окружающего мира. И, конечно, главное, что воспевает автор – преданность, бескорыстная помощь и дружба. Когда человек стоит на грани жизни и смерти, становится ясно, ради чего стоит бороться. Все лучшее исходит от любви и должно побеждать.

Эта звонкая, трогательная проповедь любви актуальна и теперь. Ребенок после прочтения этой книги может задуматься о том, как важно быть добрым, отзывчивым, о том, как и почему совершается подвиг, о чем же мечтает он сам.

Екатерина Плаксина, специально для KidReader.ru

Иллюстрации

  • Слон
  • Слон
  • Слон
  • Слон
  • Слон
Код для блога

Комментарии

comments powered by Disqus