Ася Петрова – провокатор, и это здорово! Рецензия на книгу «Кто не умер, танцуйте диско!»

Ася Петрова – провокатор, и это здорово! Рецензия на книгу «Кто не умер, танцуйте диско!»

Новая книга молодой петербургской писательницы Аси Петровой вызвала противоречивые отклики у критиков, и неслучайно. Она вышла во взрослой серии с громким названием «Звезды русской прозы», но, по словам автора, предназначалась для подростков. Книга вошла в лонг-лист премии «Выбор» издательства «Самокат» и «Новой Газеты», однако в результате была отринута подростковым жюри, поскольку стартовала как взрослый проект. Её игнорируют детские библиотеки, «на ура» воспринявшие первые книги Аси Петровой, «Волки на парашютах» и «Чувства, у которых болят зубы». Читатель недоумевает. Это очевидно и понятно.

И в повести «Кто не умер, танцуйте диско!», давшей название всей книге, и во второй, входящей в нее повести, «Человек на четырёх лестницах», главные героини – нервные, несдержанные, подростково-жесткие; любят и ненавидят слишком сильно, с друзьями сводят счеты, стремятся завоевать мир. При этом в обоих текстах ярко выписаны образы родителей, весьма неприглядные, да и взгляд на проблемы, возникающие по мере развития действия, – любви, смерти, предательства, лжи, игры – весьма неоднозначный. И тут и там внутренний ад рассказчика-автора-лирического героя (а скорее – саркастического) напоминает нашу с вами реальность. Обе повести написаны в экспериментальных жанрах и формах. Одна – как повесть-пьеса, вторая – как повесть-пародия. В обоих текстах исследуются чувства и настроения подростков, не закамуфлированные взрослой цензурой и лакировкой действительности, – жизнь такова, какова она есть на самом деле, хотим мы того или нет.

Тонкий анализ подростковых эмоций, изломанность сюжетных линий, постоянные модуляции (мажор никогда не остается мажором) превращают тексты не просто в примеры подростковой литературы, но в гимны подростковых переживаний. Словно сам автор – пятнадцатилетний капитан – их герой.

Я бы обратил особенное внимание на гротескность, театральность подростковой прозы Аси Петровой. Ни от одного из её героев не стоит ждать «нормального» поведения – у всех персонажей всё не в порядке, все они постоянно борются с собой и с окружающими, как сам автор борется с навязанными ему литературными формами и способами выражения. Успешно ли? Это уже судить читателю. Во всяком случае, язык и фантезийная оставляющая обоих текстов радуют ни на штуку и пугают одновременно – какие еще сюрпризы нам готовит автор? Взрослые? Детские? Подростковые?

Повесть о жизни и смерти и пародийный вампирский роман. Вряд ли руководители детского сада заинтересуются. Но я буду рад привлечь к этим текстам внимание читателей именно подростковой литературы. Великие ценности под маркой провокации, языковые эксперименты под маркой исповеди. Как сказал бы автор, кто не умрет – читайте диско и танцуйте книгу!

Михаил Яснов, специально для сайта KidReader.ru

Иллюстрации

  • Кто не умер, танцуйте диско!
  • Кто не умер, танцуйте диско!
  • Кто не умер, танцуйте диско!
  • Кто не умер, танцуйте диско!
  • Кто не умер, танцуйте диско!
Код для блога

Комментарии

comments powered by Disqus