Закафельный мир Эдуарда Успенского — рецензия на книгу «Микрочеловечки»

Закафельный мир Эдуарда Успенского — рецензия на книгу «Микрочеловечки»

Трудно себе представить, что ванная комната может таить в себе что-то необычайное. Эдуард Успенский раскрывает секрет ванной комнаты своего героя таким образом, что его, казалось бы, незатейливая, сказочная история, заинтересует не только мальчика и девочку среднего школьного возраста, но и взрослого человека. А вы хотите погрузиться в тайну? У вас есть такая возможность с «Микрочеловечками» Эдуарда Успенского.

Почти для каждого ребенка ванная комната — это не просто место для каких-либо гигиенических процедур — это ритуал, превращающий необходимое в увлекательнейшее занятие — корабельные баталии, подводные приключения любимых игрушек. Да и взрослым здесь под шум струящейся из крана воды можно поразмыслить, помечтать, пофантазировать. Недаром Эдуард Успенский выбрал именно ванную комнату местом, где разворачиваются события его повести-сказки «Микрочеловечки».

Что же загадочного может скрывать за собой обычная кафельная плитка с изображением особняка? Обычная может и ничего, но панно ванной комнаты героя-рассказчика не совсем обычное, ведь оно так и притягивало взгляд, его «можно было рассматривать бесконечно». Чем, собственно говоря, и занимался главный герой изо дня в день, принимая ванну. Смотрел он, любовался постройкой на кафеле и вдруг, в один из дней заметил, что картинка ожила: то по крыше пробежит крохотная, размером с муху кошка, то в окошках загорится свет. Обнаружив в закафельном мирке зародившуюся жизнь, герой повести не смог преодолеть в себе желание выйти на контакт с представителями этой цивилизации. И однажды к накрытому столу с самоваром, осетриной, колбасой и сладостями с панно сошли мужчина в цилиндре и «элегантная дореволюционная дама» с мальчиком.

Я заметил, что на фраке господина из домика висит ярко-красное что-то.
— Скажите, что это у вас на плече такое яркое?
— Это красный шелк. Это знак.
— Какой знак?
— Знак, что мы поддерживаем революцию.

Пожалуй, с этого момента каждый взрослый, читающий эту книжку, начнет понимать, что этот закафельный мир Эдуарда Успенского не так уж прост. Однако сам Успенский пишет как будто от лица ребенка, несмотря на то, что рассказчик далеко не ребенок и уже имеет внука, и складывается такой вот образ инфантильного дедушки-повествователя. С одной стороны, показывая происходящее глазами ребенка и говоря детским языком, Успенский упрощает текст для детского восприятия, а с другой — снимает с себя обязанность комментировать и разъяснять, оставляя эту недосказанность для взрослых, а для детей фантастическую историю.

Правда, порой и сам рассказчик не верит в происходящее:

Такого в жизни не бывает, — подумал я. – Все-таки это галлюцинация». Одержимый любопытством рассказчик отогнул завитушку узора панно, и перед ним открылась «тихая улица небольшого провинциального города.

А дальше развитие микроцивилизации происходило по знакомому нам всем сценарию. Вот перед глазами рассказчика похоронная процессия, которая напомнила похороны Н. Э. Баумана в 1905 году, вот выезд на люд императора с императрицей, как когда-то Николай II выезжал с Марией Федоровной. «Что-то ждет меня в этом кинематографе в следующий сеанс?» — спрашивает сам себя главный герой. Но уже вполне понятно, по крайней мере тем, кто хоть немного, хотя бы в рамках школьной программы знает историю нашего государства, что ожидает нас как читателей!

Спустя некоторое время перед нашим героем явилась картина:

в центре площади стоял сильно военизированный автомобиль. Он был не больше лесного ореха, а на нем стоял и размахивал кепкой какой-то крохотный, лысый, чрезвычайно энергичный человек.

И настолько этот человек был похож на «нашего Ленина», что рассказчик искренне удивился: «А кто же тогда лежит в мавзолее у нас, в маленьком гробике?» Когда «Ленин» слез с автомобиля, толпа ликовала. «Радуйтесь, радуйтесь! – подумал я. – Только не торопитесь», – вот, пожалуй, только где достаточно ярко проявляется авторская позиция, скрытая до сих пор детскостью и наивностью повествования. Время «за кафелем» летело быстро «у нас месяц – у них неделя». Вот уже перед глазами рассказчика отраженная в кафеле октябрьская революция, убийство «Ленина», «жесткий организованный порядок» сталинского режима… Но что произойдет с микрогородом дальше, остается загадкой.

Однако не очень-то рассчитывает автор на особый интерес как подрастающего поколения, так и взрослого читателя. Сетует рассказчик, вероятно вторя своему создателю-автору, на то, что маленький внук его Эдик, который еще не так давно хотел поселить жителей маленького городка в коробочку, уже потерял всякий интерес к микрочеловечкам:

Как-то быстро он приклеился к компьютеру, к айфонам, айпадам и целыми днями или играл на экране, или звонил друзьям. Какие там человечки, когда, ему «Ворд крафт» купили…

Дело ясное, похороны Баумана, выступление Ленина, да вся эта история маленького городка, пусть даже очень напоминающая историю Родины, интересует Эдика как представителя подрастающего поколения гораздо меньше, чем «монстры в металле и с рогами, инопланетяне с огнеметами, драконы с зубами каждый по килограмму и прочее». Да что уж там говорить о детях, когда подчас и взрослые теряют связь с историей, то ли по причине занятости, то ли от безразличия, к сожалению, передавая это безразличие и своим чадам.

Несколько слов стоит сказать и об иллюстрациях к этой книжке художника Евгения Подколзина. Чувствуя все изменения в динамике текста, художник, соответствуя этой динамике, изменяет свои рисунки, переводя их из плоскости восприятия ребенка в плоскость восприятия взрослого человека.

Так что же это такое — «Микрочеловечки»? Повесть или сказка? Скорее сказка. Но где же тогда всем нам привычный счастливый конец сказки? Да, действительно, Эдуард Успенский наделил своих «Микрочеловечков» так называемым «открытым финалом», позволяя читателям самим решать, как закончить сказку. Никуда не денешься в сказке от народного творчества!

Читайте, думайте и не забывайте: «сказка — ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!»

Ян Мищенко, специально для Kidreader.ru

Иллюстрации

  • Микрочеловечки
  • Микрочеловечки
  • Микрочеловечки
  • Микрочеловечки
  • Микрочеловечки
Код для блога

Комментарии

comments powered by Disqus