Издательство «ТриМаг» книг выпускает немного, но качественные и интересные. Вот и на этот раз порадовало нас прекрасной книгой о Жанне д’Арк, историю о которой рассказал и проиллюстрировал французский художник Луи-Морис Буте де Монвель (1850–1913).
Эта книга о благородном подвиге «Орлеанской девы» Жанны д’Арк (1412 –1431) – и оформлена она под стать: благородно и по-девичьи. Нежный лиловый цвет гармонично дополнен коричневым корешком из холста с золотыми оттисками герба Франции. Известно, что лиловый цвет воспринимался как символ невинности, скромности и девственности. Фиалками посыпали брачное ложе новобрачных и украшали могилу безвременно погибшей невесты. Во время поэтических состязаний, происходивших ежегодно в Тулузе, одной из высших наград служила золотая фиалка.
И обложка, и страницы книги вызывают восторг – хочется перелистывать снова и снова плотную мелованную желтоватую бумагу, на которой так органично смотрятся тонко прорисованные старинные иллюстрации французского мастера.
В иллюстрациях де Монвеля композиционно продумана рамка для текста, и она не только становится частью картины, но и создает гармоничную структуру всей книги – удивительно светлой и трогательной саги о том, как искренность и храбрость одной девушки может спасти целый народ.
Луи-Морис Буте де Монвель родился в Орлеане, отсюда не случаен его интерес к этой истории. Художник занимался портретной живописью и книжной графикой. Он обучался в Школе изящных искусств в Париже и позднее проявлял в своем творчестве интерес к японизму и прерафаэлитизму. Среди множества работ в книжной графике знамениты его иллюстрации к двум книгам Анатолия Франса, к сборникам детских песенок и басням Лафонтена, которые являются великолепными образцами детской книги рубежа 19–20 веков. Как сказал знаток французской культуры Михаил Яснов: «Буте де Монвель был одним из тех художников, кто показал, что детская иллюстрация тоже способна воспитать в юном читателе не только любовь к литературе, но и пристрастие к книге как таковой, сделать и ее маленьким шедевром культуры».
Увлечение художника Японией проявляется в предельной точности и экономичности художественных средств, а интерес к прерафаэлитами – в создаваемых образах. Рисунки выполнены тонкими линиями тушью. Главные персонажи оказываются в центре внимания читателя, благодаря локальным цветовым заливкам без живописных оттенков и переходов. Каждая часть одежды, каждый предмет, лицо, волосы создаются своим цветом.
Здесь, например, весь фон выполнен в приглушенных тонах с мелкой детальной прорисовкой фактуры, а образ Жанны на переднем плане выделяется насыщенным цветом и более четким контуром, обрисовывающим фигуру девушки. Этот прием нам кажется узнаваемым, потому что влияние японских гравюр прослеживается и в творчестве нашего Ивана Билибина – мэтра русской книжной графики. Основное отличие японской школы от реалистического европейского искусства заключалось в большей декоративности. Предпочтение отдается плоскостной форме и выразительному силуэту, а не объемной моделировке, а также ценность плоскости листа главенствует над попыткой создания иллюзии пространства. Благодаря такому приему, не теряется цельность картины и главный центр внимания читателя даже в сценах массовых сражений и больших собраний народа. А в этой книге это практически каждый разворот.
Все рисунки Мориса Буте де Монвеля очень динамичны. Мы ощущаем напряженность борьбы за королевский трон, за независимость Франции, но вместе с тем все иллюстрации очень светлые, выполнены в определенной цветовой гамме и художник достигает этим свою особенную цель.
Прежде всего де Монвель рассказывает нам историю о чуде. Ведь известно, что существует множество различных версий и насчет рождения Жанны (что не была она всего лишь простой крестьянкой), и о ее знакомстве с дофином Карлом, и о том, как совершалась жестокая борьба за престол. Автор же, прежде всего, рассказывает нам историю о Святой Жанне, об отважной Деве Орлеанской, которая посвятила себя служению воли Господней и совершала свой подвиг, ведомая Ангелами Небесными.
«Святой Михаил сказал мне, что святая Екатерина и святая Маргарита будут приходить ко мне, что они предназначены руководить мною и давать мне советы о том, что я должна делать; сказал, чтобы я верила тому, что они мне скажут, и что это было по велению Господа.»
Подвиг Жанны д’Арк окутан множеством легенд, в произведениях многих художников она наравне с мужчинами-воинами участвует в кровавых битвах и рубит головы на скаку. Однако это не соответствует легенде о Жанне как о святой, ведомой Господом. Де Монвиль также пишет о том, что отважная Жанна желала не насилия, но лишь свободы для Франции. Цитата из текста книги: «Она ни разу не причинила зла врагу, – говорил о ней Жиль де Ре. – Никто не видел, чтобы она когда-нибудь кого-нибудь поразила мечом». На иллюстрациях де Монвеля Жанна изображена со знаменем, а не со штыком или мечом, как мы можем увидеть у множества других художников.
Гениально изображена сцена сражения французов и англичан у деревни Пате. Она выполнена с такой экспрессией, что кажется, будто конь и его всадник сейчас выпрыгнут на нас из книги. Динамика создается целым лесом штыков, направленных войсками с двух страниц друг против друга, движением рук, выразительными позами солдат. «Авангард французской армии под командованием Ла Гира и Потона де Сентрайля стремительным наступлением смял выставленный англичанами вперед отряд лучников.» Этот разворот показателен и тем, как умело в создании эпических сцен художник использует приглушенную палитру и смысловые цветовые акценты.
Яркий победно развивающийся оранжевый плащ всадника наступающей армии и те же оранжевые цвета в левом нижнем углу разворота – поверженная лошадь и фигура всадника, отступающего с поля боя.
Любой современный художник или дизайнер позавидует тому, как умело и лаконично использует светлую цветовую палитру и акценты Луи-Морис Буте де Монвель.
Это соответствует концепции создателя книги – здесь нет грязи, крови, ужасов насилия и политических интриг, а есть светлый гимн святой Жанне, которая вернула Франции свободу.
Эта книга, так прекрасно проиллюстрированная автором и изданная в таком замечательном качестве, пробуждает в душе удивительно теплые и возвышенные чувства. Трагическая казнь Жанны вызывает сочувствие к ней и желание быть на стороне тех, кто совершает подвиг во имя добра. В жизни есть место благородству, вере, отваге и, ведомый чистым сердцем, ты можешь добиться того, что остальным кажется невозможным, – такой девиз воплотил в своей книге о «великой деве» великий французский художник.
Екатерина Плаксина, специально для KidReader.ru.
Комментарии
comments powered by Disqus