Вообще-то это сценарий к мультфильму. Написан этот сценарий по мотивам произведений художницы Габриэль Венсан о медведе Эрнесте и мышке Селестине. Автор этого сценария — Даниэль Пеннак, написавший в свое время книгу «Как роман» о том, как вернуть детям, да и родителями тоже, любовь к чтению. Представляете себе, что вас ждет? Как и всякая современная детская книга, эта книга — существо загадочное. Поди догадайся, что она хочет, то ли ребенка повеселить, то ли взрослого утешить:
Зимой медведи так и делают: когда нет ничего интересного — спят без просыпу. И если десять дней подряд не бывает ничего интересного, они так и спят десять дней подряд.
Стряхнув дневные грезы, медленно читаю вслух:
Бездарные живописцы видят снег только белым, но снег, маленькая моя Селестина, намного тоньше. Не просто белый, а гораздо лучше. Каждый снежный кристаллик отражает цвет всего мира!
Снежные хлопья, которые падают, оставаясь подвешенными к небу, снег слишком легкий для ветра и слишком тяжелый для веток, снежная тишина — уроки музыки, ритма, тишины.
Кстати, если вы еще не знаете, то вот вам ссылка на музыку к этому произведению (можно, конечно, сразу мультфильм посмотреть, но золотое правило — сначала книга, потом фильм — железно работает и в этом случае).
Удивительна и прекрасна вот эта современная способность произведения жить сразу в нескольких измерениях: книга, фильм, песня, игрушка… В случае с Селестиной сам собой в голове выстраивается театр. Если не привязывать музыкальный отрывок к конкретному эпизоду, ребенок, слыша музыку к тексту, в вольном режиме ассоциирует ее с тем или иным отрывком из книги. Отличный, кстати, повод обсудить настроение, подобрать слова и к музыкальному отрывку, и к настроению, героя, себя, неважно. Маленький слушатель оглянуться не успеет, как будет придумывать дальше сюжета и дальше музыки. Это лучший способ справиться с самим страхом творчества, который есть у многих детей. «Как ты думаешь, что было дальше?» — этот вопрос часто их пугает, и они замолкают. А здесь, под музыку, с картинками — есть о чем подумать, есть о чем пофантазировать. Вот Эрнест ложится спать — вальяжный тихий контрабас, а здесь гадкие крысы гонятся по пятам и крадутся на цыпочках за бедной Селестиной — барабан и испуганные скрипочки с ксилофоном.
Нежно переплетаясь со скукой и счастьем, меняется мир в книге, и медленно весна наступает… в картинах художника. Та еще для Селестины задачка:
Вот была бы потрясающая картина — написать один сплошной свет! Утренний свет — и больше ничего!
Потом на этом ослепительном фоне китайскими тенями вырисовываются очертания деревьев: буки, березы, клены... А скоро появляются краски: фосфоресцирующая зелень травы, более темная зелень буков, тысяча и одно красочное пятнышко цветов.
Хочется добавить несколько слов об очень важной составляющей книги. Это не совсем сценарий, хотя по нему был снят мультфильм, но здесь есть диалоги между автором, медведем, мышкой и читателем, в которых они рассуждают о тексте, о том, как могло бы пойти действие, почему оно туда не пошло и зачем встало в тупик, а еще о том, что даже автор в этих случаях бессилен.
Читатель: Мне так страшно читать дальше!
Автор: И тем не менее этот страх — нет ли в нем некоторого очарования?
Читатель: ...
Автор: Если честно?
Читатель: ...
Автор: ...
Читатель: Есть. И еще какое!
Екатерина Олейникова, специально для Kidreader.ru
Комментарии
comments powered by Disqus