«Линдберг» — история о мышонке-изобретателе, проделавшем путь от создания дельтаплана до перелета на самолете через океан. В реальности человечество потратило на это более тридцати лет. Но у мышонка не было в запасе так много времени. Со всех сторон его подстерегали опасности. У мышонка была мечта. Он должен был научиться летать, чтобы спастись. «Эта история о вдохновении, изобретательности и настойчивости в достижении своих целей», — говорит автор. — «Даже самые маленькие из нас способны на великие дела».
«Линдберг» — дипломный проект Торбена Кульманна. В это сложно поверить, но история летающего мышонка — первая книга молодого немецкого художника. Дебют Кульманна оказался невероятно успешным. Книга увидела свет в 2012 году в Германии, а к настоящему моменту издана уже более чем в двадцати странах.
История о мышонке-изобретателе началась с рисунков. В детстве Торбен Кульманн любил рисовать летучих мышей. В книге им отводится эпизодическая, но значимая роль. Именно увидев летучих мышей, главный герой загорается идеей научиться летать и совершить полет через океан. Детское увлечение автора изобретениями и историей воздухоплавания также нашло отражение в книге об отважном мышонке. По словам самого Торбена Кульманна, «Линдберг» стал своего рода признанием в любви всему, что завораживало его в детстве.
Приключение начинается с того момента, как «Линдберг» предстает перед читателем. «Состаренная» обложка создает ощущение, что книга не попала в дом с прилавка магазина, а долгие годы, забытая, пылилась на самой дальней полке. Как будто ее читали в детстве еще бабушке или дедушке, а может быть, даже прабабушке или прадедушке. Старомодный стиль иллюстраций, обилие сепии, нарисованные вырезки из старых газет только усиливают впечатление. Это не случайный эффект. По задумке автора, книга должна была выглядеть так, будто она увидела свет в начале ХХ столетия.
Книга замечательна, прежде всего, своими иллюстрациями. Им отводится ведущая роль. Однако сложно назвать «Линдберг» книжкой-картинкой. Скорее, это графическая новелла для детей. Торбен Кульманн пишет акварелью и карандашами, без использования современных компьютерных технологий. В это трудно поверить, потому что рисунки очень подробны и невероятно реалистичны. Порой складывается впечатление, что перед тобой старые фотографии, исторические хроники, а не акварельные рисунки, созданные в начале ХХI века. Рисунки Кульманна очень кинематографичны. Они напоминают кадры из фильма начала ХХ века и как нельзя лучше иллюстрируют историю, происходившую как раз в это время. Трехмерность изображения, тщательно прорисованные детали — тени, круги на воде, солнечные блики — все это создает ощущение, что картинка оживает на глазах. От панорам Гамбурга захватывает дух. Кульманн выбирает очень разнообразные ракурсы, дающие читателю возможность посмотреть на город и с самой земли, как видит его обычный мышонок, и со стрелы крана в Гамбургском порту, и с высоты птичьего полета.
Особое внимание художник уделил свету. Практически на каждой картинке — будь то вид на залитый солнцем, словно золотом, Гамбургский порт или изображение темного подпола, где мышонок работает над своими изобретениями, — свету отводится значительная роль. Кульманна можно заподозрить в том, что он черпал вдохновение в работах импрессионистов, настолько хорошо ему удалось наполнить светом свои рисунки.
Иллюстрации «Линдберга» более эмоциональны, чем текст. Именно картинки позволяют прочувствовать драматизм истории. Чтобы передать чувства главного героя, Торбен Кульманн не стал изображать его антропоморфным, наделять человеческой мимикой. Перед нами обыкновенный, на первый взгляд, серый мышонок. Однако, глядя на картинки, сложно ошибиться в том, какие чувства испытывает герой. Подобной выразительности автор добивается с помощью целого ряда художественных средств. Переживания мышонка переданы с помощью цветовой гаммы, композиции, игры масштабов. Мрачная, преимущественно коричневая палитра создает тревожное настроение. Художник показывает мир глазами крошечного беззащитного мышонка, которого на каждом шагу подстерегают опасности: голодные кошки и совы, люди. Разворот, где герой окружен мышеловками, заставит содрогнуться даже взрослого читателя. Смещенный композиционный центр создает ощущение, будто мышеловки надвигаются на мышонка. Но круг не замкнут, остается путь к спасению, есть надежда.
Несмотря на то, что дела мышонка поначалу складываются не слишком удачно, автор часто шутит на страницах книги. Мышонок пользуется человеческими очками для чтения, которые явно ему не по размеру. Совы насупленно уставились на заметку в газете о летающем мышонке. Совиная портретная галерея в стиле «их разыскивает полиция». Картинка, где мышонок приземляется в Нью-Йорке, по сути — пародия на реальную фотографию, на которой запечатлена посадка Чарльза Линдберга, совершившего трансатлантический перелет (фотография приведена в конце книги). Юмор несколько разряжает ситуацию и дает понять, что все будет хорошо.
История летающего мышонка адресована, в первую очередь, юным любителям изобретений, искателям приключений, а так же тем, кто увлекается историей авиации. «Линдберг» не оставит равнодушными и любителей сказок о животных — мыши, кошки и совы нарисованы невероятно правдоподобно.
«Линдберг», безусловно, будит творческую энергию читателей, вызывает у них интерес к истории авиации. Частично этот интерес автор удовлетворяет — в конце книги приведена «Краткая история воздухоплавания», но она лишь подстегнет любопытство юных читателей, подготовит почву для дальнейших исследований. Тема увлекательна и поистине неисчерпаема.
Книга рассчитана на читателей полутора — двух лет и старше. В зависимости от возраста, каждый сможет найти в книге что-то интересное. Малышам понравятся картинки с большим количеством выразительных персонажей. Детей постарше увлечет захватывающий сюжет, а также техническая составляющая истории. Книга снабжена подробными чертежами всех изобретений главного героя, которые напоминают рисунки Леонардо да Винчи. Взрослым доставит удовольствие рассматривать городские пейзажи начала ХХ века. Задачей Торбена Кульманна было реалистичное изображение эпохи. Бесконечные человеческие очереди на корабли и горы чемоданов дают понять, что не только мыши в спешке покидали город.
Сказка затейливо переплетается с реальностью. На последней странице мы видим мальчика, который сжимает в руках игрушечный самолетик и изучает афишу с портретом знаменитой мыши-воздухоплавателя. В эту минуту он страстно мечтает о том, что будет летать. Мальчика зовут Чарльз Линдберг. Пройдет немного времени, и он первым в мире совершит беспересадочный перелет через Атлантический океан на самолете «Дух Сент-Луиса». «Мечты сбываются», — как будто говорит автор. Дерзайте, не отступайте, и все получится.
Юлия Коваленко, специально для Kidreader.ru
Комментарии
comments powered by Disqus